Политика
 29 мая 2010, 11:00   1523

ОБЗОР СВЕЖЕГО НОМЕРА ГАЗЕТЫ «BUSINESS CLASS» № 20 (285) ОТ 31 МАЯ 2010 ГОДА


Автор: Кирилл Перов

ЭХ, ПРОКАЧУ!
Появившийся автобусный маршрут №068 породил между перевозчиками и администрацией города много споров. Организаторы проекта говорят, что придумали его за два дня и готовы создать альтернативную транспортную схему города.
На минувшей неделе пермская система общественного транспорта вновь дала повод для конфликта. На смену перевозчикам, долгое время противостоящих городским чиновникам, пришли общественные организации. На прошлой неделе экс- руководитель Департамента дорог и транспорта Перми, ныне являющийся президентом пермской региональной общественной организации «МОЙ МАРШРУТ» Алексей Ковыев дважды собирал пресс-конференцию: сначала он презентовал автобусный маршрут 068, а потом устроил круглый стол, где собрались организаторы этого транспортного проекта, перевозчики и правозащитники, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. Администрация Перми сразу выступила против инициативы общественной организации Алексея Ковыева и направила в городскую прокуратуру и управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) официальные письма с просьбой проверить легитимность работы организаций.
Приглашенный на круглый стол и.о. Главы администрации города Перми Анатолия Маховикова не стал принимать участие в мероприятии.
Алексей Ковыев объявил о том, что намерен создать в Перми транспортную сеть, работающую по запросу жителей города.
Однако идеи одной общественной организации не нашли поддержку у правозащитников. По мнению И.о. директора «Общества развития предпринимательских инициатив», известного правозащитника Дениса Галицкого, организация «МОЙ МАРШРУТ» является фиктивной и создана для прикрытия незаконной деятельности перевозчиков. На это Алексей Ковыев возразил, что для нее принята существующая юридическая схема и она законна. "Мы не перевозчики, мы заказываем перевозчикам услугу", - в очередной раз подчеркнул г-н Ковыев.
По его словам, в ближайшем будущем могут появиться и другие маршруты, функционирующие по заказу этой организации.

КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ
Бюджеты пермских отделений политических партий по-прежнему падают. В таких условиях курс на жесткую экономию сохраняется.
Краевая избирательная комиссия опубликовала информацию о поступлении и расходовании финансовых средств пермскими отделениями партий за первый квартал 2010 года. Напомним, согласно действующему законодательству все зарегистрированные политические организации обязаны через каждые три месяца представлять сведения о своем бюджете.
По общим партийным сборам наблюдается падение: за рассматриваемый период времени в распоряжении региональных отделений организаций финансовых средств на 5,8% меньше, чем за это же время прошлого года. На фоне падения объемов партийных касс за первые три месяца 2009 года к аналогичному периоду 2008 года (37,7%) нынешние показатели кажутся не столь критичными.
Пермская «Единая Россия» сохраняет лидерство среди отделений по сборам финансовых средств. Бюджет партии по опубликованным сведениям составляет 4,3 млн рублей. Для представителей остальных партий такие объемы средств кажутся непостижимыми, однако стоит признать, у единороссов были времена и получше.
Интересно, что «Единая Россия» обгоняет по статье "вступительные и членские взносы" КПРФ. Как и партия власти, коммунисты большую часть собственных средств получают от центрального отделения (525 тыс. рублей). На этот раз в традиционной конкуренции со «Справедливой Россией» крайкому КПРФ удалось занять второе место, собрав в кассу 0,78 млн рублей, что также существенно меньше, чем в первые кварталы предыдущих лет.
Эсеры могут «похвастаться» более чем полумиллионом рублей, которые приобретены лишь за счет пожертвований как юридических, так и физических лиц. Кроме того, «Справедливая Россия» среди всех стала единственной партией, доходы которой за первый квартал 2010 года выросли по сравнению с аналогичными периодами прошлых лет.

БОРЬБА ЗА ЗАЕМЩИКА
На рынке потребительного кредитования разворачивается серьезная конкуренция за заемщиков. Банки постепенно смягчают требования к ним и снижают стоимость кредита. Пока ставки не достигли докризисного уровня и в среднем составляют 25 %.
В 2009 году объем кредитов, выданных населению, снизился почти вдвое в сравнении с 2008 годом. По данным "РБК.Рейтинг", у отдельных банков показатели потребительского беззалогового кредитования снизились еще существеннее.
Согласно РБК.Рейтингу, 1-е место по объемам потребкредитования занял банк «ВТБ24», его портфель по России за истекший год снизился почти на 28% и составил порядка 75 млрд рублей. На второй строчке находится «ХКФ-Банк» с показателем 53,5 млрд рублей, падение произошло на 33 %. Меньшие потери, всего 14% от объема 2008 года, Альфа-Банк, занимающий 3-е место с 44,6 млрд рублей. Объемы кредитов у ОТП Банка, Россельхозбанка и Русфинанс Банка, занимающих 4-е, 5-е и 6-е места, соответственно упали менее чем на 10%. Сбербанк России в рейтинге не участвовал. По словам директора управления качества клиентского обслуживания Западно-Уральского банка Сбербанка России Татьяны Галкиной, Сбербанк и в условиях кризиса не прекращал процесс кредитования и практически не ужесточал его условия, в 2010 году он еще больше активизировался в этом направлении.
За первое полугодие 2010 года банкиры надеются получить лучшие результаты. По словам Оксаны Азановой, руководителя юридической службы филиала «Пермский» ООО «Соцгорбанк», возобновление программ потребительского кредитования произошло только летом 2009 года, с этого момента начался рост, который продолжается и сейчас. Игорь Шадрин, заместитель управляющего Пермским филиалом ОАО «Русь-Банк», отмечает, что положительная динамика потребительского кредитования началась еще позднее, лишь во втором квартале 2010 года, в этот период наблюдается практически 50-процентный рост в сравнении с первым кварталом.
Собеседники «bc» придерживаются единого мнения в оценке уровня конкуренции среди банков в сегменте потребительского кредитования, говоря о том, что он очень высокий.
Основная конкуренция за заемщика разворачивается в плоскости процентных ставок по кредитам. А улучшение условий кредитования, в свою очередь, вызывает дополнительный интерес потенциальных заемщиков.


ОТ ПЛАНА К РЕАЛИЗАЦИИ
Пермяки представили мастер-план профессиональному сообществу. Эксперты не стали скрывать своего восторга и пожелали, чтобы идеи, заложенные в этом документе, были реализованы на практике.
На прошлой неделе Пермь оказалась в центре внимания профессионального сообщества московских и европейских архитекторов. Мастер-план города, разработанный голландской компанией KCAP по заказу пермских властей, стал ключевым проектом Второй московской биеннале архитектуры.
«Перестройка. Модернизация города» - обозначили тему выставки этого года ее организаторы. И Пермь, с нетрадиционной для России градостроительной стратегией, как нельзя лучше вписалась в данную тематику.
Присутствовавшие на биеннале губернатор Пермского края Олег Чиркунов и глава Перми Игорь Шубин отметили, что работа с голландскими архитекторами по-настоящему перевернула их представление о градостроительстве.
Олег Чиркунов:
- Четыре года назад я опубликовал статью, в которой рассматривал проблему того, что мешает развитию города. В ней я высказал мнение, что единственный способ развития города - это освоение новых территорий. Теперь я понимаю, как ошибался. Сейчас мы идем по пути обеспечения компактности города. Есть еще один момент. Я всегда считал, что главная задача властей в транспортной сфере – обеспечить максимально комфортные условия для автомобилистов. Голландские архитекторы убедили меня, что хозяева города – это пешеход и общественный транспорт. И задача любого города – не решить проблему пробок, а предоставить людям альтернативу.
Выставка показала, что о Перми знают далеко за ее пределами и градостроительная ситуация в городе интересна не только профессионалам. О внимании общественности к городу говорит и тот факт, что журнал «ПРОЕКТ РОССИЯ» посвятил Перми и реализуемым на ее территории проектам специальный номер.
«Нам показалось уместным сделать номер о Перми, приятно было работать над ним и осознавать, что в стране есть хотя бы один город, где архитектурные и строительные процессы пытаются выстроить цивилизованным образом. А проекты там пытаются делать не только исходя из их инвестиционной привлекательности, но и учитывая их пользу для среды, для горожан, - презентуя номер журнала отметил главный редактор издания Алексей Букатов. - Если город станет таким, каким его задумали власти и архитекторы, то это будет небольшой победой градостроителей».

ВЕРНУТЬ КЛИЕНТА
В период кризиса бизнес-школы столкнулись с резким сокращением количества слушателей. Чтобы не потерять всех, многие компании были вынуждены диверсифицировать программы и ввести краткосрочные курсы.
Экономический кризис оказал серьезное негативное влияние на состояние рынка образовательных услуг Пермского края. Итоги осени 2008 года и 2009 года оказались неутешительными для рынка дополнительного бизнес-образования. Одни игроки прекратили свое существование, другие – изменили форму деятельности, а третьи, оставшиеся на рынке, столкнулись с отсутствием клиентом.
Эксперты «bc» единодушны в оценке рынка Перми, называя его ненасыщенным и несформировавшимся. Сергей Комаров, заведующий кафедрой маркетинга ИПК РМЦПК, среди его особенностей выделяет небольшое количество игроков, невысокий уровень преподавания и низкую требовательность клиентов. По данным Ольги Котельниковой, директора Школы бизнеса «ЛИНКама» - регионального представительства международного института менеджмента «ЛИНК» в Перми, работодатели характеризуют сложившуюся в Перми ситуацию как «сильную конкуренцию слабых игроков».
Сами игроки рынка с такой оценкой не согласны. В частности, Вадим Грабарь, декан факультета профессиональной переподготовки Пермского филиала Государственного университета Высшей школы экономики, говорит, что прямой и жесткой конкуренции не наблюдается, поскольку есть разбивка как по нишам, так и по ценовым сегментам.
По данным справочной системы «Дубль-ГИС» в Перми, в категории «профессиональная переподготовка/повышение квалификации» значится 28 организаций, в «обучение бизнес-профессиям» - 11, а в бизнес-тренингах – 35.
Организации, предоставляющие услуги дополнительного бизнес-образования в Перми, можно поделить на несколько групп. С одной стороны, есть местные вузовские центры, они же и являются лидерами рынка – ИПК РМЦПК при ПГТУ, Региональный институт непрерывного образования при ПГУ, Центр повышения квалификации при Пермском филиале ГУ-ВШЭ. Вадим Грабарь также выделяет следующие категории: центры бизнес-образования, пришедшие из Москвы и Екатеринбурга (Школа профессионального развития, Урало-Сибирский институт бизнеса, «ЛИНКама» и другие), и пермские фирмы. Сергей Комаров добавляет, что еще есть учебные центры, созданные на крупных предприятий. По словам Ольги Котельниковой, есть и бизнес-школы, в которых учатся те, кому важно получить системные знания по бизнесу и приобрести навыки по управлению им.
Сергей Комаров полагает, что лидерами рынка по объему оказанных услуг являются местные игроки. Вадим Грабарь уточняет, что таковыми среди вузов являются ГУ-ВШЭ-Пермь и ИПК РМЦПК.
По оценке Вадима Грабаря, с осени 2008 года пермский рынок бизнес-образования покинуло порядка 30 % игроков. Сергей Комаров говорит о сокращении количества иногородних компаний и тренеров-одиночек.
Исчезновение игроков вызвано сокращением спроса, уменьшением количества обучающихся.В результате, бизнес-центры сократили объемы обучения в два раза, вузовские центры боролись с кризисом за счет диверсификации программ (второе высшее, переподготовка, повышение квалификации, семинары и тренинги) , а сегмент дорогостоящих тренингов с привлечением московских тренеров вообще умер.
Представители бизнеса говорят, что в кризис основными статьи расходов, попавшими под сокращение, стали реклама и обучение персонала.
Собеседники «bc» уверены, что в 2010 году рынок бизнес-образования в Перми не восстановится, поскольку падение в период кризиса оказалось очень серьезным и по отдельным сегментам достигло 50%. «Сейчас спрос медленно растет, предложение, напротив, сокращается. Вполне можно спрогнозировать остановку этого процесса в 2011—2012 годах и рост до объема оказываемых услуг в 2008 году», - рассуждает Сергей Комаров.

 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний