Газета
 24 мая 2010, 13:20   1297

Автобус за троллейбусом

Перевозчики судятся с администрацией города, не только оспаривая результаты конкурса, но и обвиняя чиновников в бездействии по исполнению закона. В свою очередь муниципалитет выводит на рынок собственные автобусы.

На минувшей неделе завершилось предварительное заседание по иску ООО «ТрансКом» к администрации Перми. Компания обвинила городские власти в бездействии по исполнению краевого закона по организации перевозок, что повлекло за собой нарушение прав предприятия. Ссылаясь на закон «Об основах организации транспортного обслуживания населения на территории Пермского края» заявитель утверждает, что маршрутная сеть Перми должна быть разделена на коммерческую и муниципальную составляющие. Муниципальные маршруты должны распределяться по муниципальному заказу, коммерческие – создаваться по инициативе городских властей либо юридических и физических лиц.
На сегодняшний день в Перми действует единая маршрутная сеть, все маршруты распределяются по конкурсу. Нарушение прав «ТрансКома», по мнению его представителя, выразилось в том, что компания не может осуществлять предпринимательскую деятельность по организации коммерческих перевозок. В качестве доказательств истец представил ответ на запрос в департамент дорог и транспорта (ДДТ) администрации Перми о возможности организации коммерческого маршрута. Из него следует, что заявитель не вправе осуществлять перевозки из-за отсутствия лицензии, а при наличии таковой должен осуществлять их по существующей маршрутной сети.
Представитель администрации в суде признала, что коммерческих маршрутов в Перми на сегодняшний день действительно не существует, но на иск «ТрансКома» возразила. Основной аргумент отвечика состоял в том, что администрация действует в рамках полномочий, предоставленных постановлением городской думы № 138, в котором закреплен порядок распределения маршрутов по конкурсу и создание единой маршрутной сети. По мнению администрации, истцу логичнее было бы оспорить это постановление.
Спор в судебном заседании также коснулся трактовки краевого закона. Представитель «ТрансКома» утверждал, что существующая система маршрутов не позволяет ему выступать организатором коммерческих перевозок. Однако, по словам чиновников, существующая система позволяет не только компаниям, но и рядовым пермякам быть инициаторами открытия новых маршрутов, которые в дальнейшем также будут распределяться на конкурсной основе. По словам ответчика, на сегодняшний день 90 % маршрутов, действующих на территории Перми, открыты по инициативе перевозчиков. Основные слушания по делу состоятся в июне.
Иск «ТрансКома» не единственный пример демонстрации, как противостояние перевозчиков городским властям перешло из публичной плоскости в суды. Спокойствие на рынке автобусных перевозок относительное. Предприниматели уже пытались оспорить саму систему распределения маршрутов по конкурсу. Теперь они каждый раз идут в суд, чтобы оспорить результаты конкурсов по распределению маршрутов.
Аналитики Центра деловой информации не удивлены выходом на рынок автобусных перевозок МУП «Пермгорэлектротранс», о котором в середине прошлой недели сообщил «Коммерсант». «Через год выборы в Пермскую городскую думу, и действующим депутатам не нужны скандалы в транспортной отрасли. А уверенности в нынешних перевозчиках, в том, что они не решатся на очередной демарш, нет. Поэтому логичнее подстраховаться созданием своего перевозчика», – отмечают эксперты ЦДИ.
Руководство муниципального предприятия в разговоре с корреспондентом «bc» не стало отрицать, что готово составить конкуренцию частным перевозчикам, однако от каких-либо комментариев отказалось из-за отсутствия конкретных решений. «Вся информация будет после официального утверждения необходимой документации», – отмечает Виталий Бас, начальник службы движения МУП «Пермгор-электротранс». Однако, по данным «bc», предприятие уже закупило 10 автобусов.
Появление муниципального перевозчика позволит городским властям вернуть рынок автобусных перевозок под свой контроль. Раньше городские власти уже отказались от муниципального предприятия, занимающегося автоперевозками, признав, что частный бизнес будет работать в этой сфере гораздо эффективнее. Однако, по мнению бывшего руководителя департамента дорог и транспорта администрации Перми Алексея Ковыева, такое решение не сулит ничего хорошего. По мнению эксперта, муниципальный перевозчик, не обладающий достаточным количеством автобусов, не сможет гарантировать стабильность на рынке автоперевозок.
Алексей Ковыев:
– Если цель выхода муниципального предприятия на рынок автобусных перевозок – заработать денег, то это утопия. Будут просто потрачены бюджетные деньги.
Перевозчики оказались не против появления нового конкурента. «Если при участии в конкурсах «Пермгорэлектротранс» не будет использовать административный ресурс, то пусть участвуют, сейчас все равны», – заявил «bc» директор НП «Автоликон» Виктор Поздеев. «Пускай сами поймут, насколько рентабельна эта отрасль, – прокомментировал руководитель «А-Тур Транс» Александр Богданов. – Может быть, «Пермгорэлектротранс» окажется настолько хорошим перевозчиком, что нам будет чему у него поучиться, хотя, скорее всего, учиться придется им».

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний