Газета
 17 мая 2010, 13:20   1053

Дачный сезон

Эксперты отмечают незначительное повышение цен на загородную недвижимость. Но спрос на нее носит лишь сезонный характер.
Автор: Кирилл Перов

По оценкам консалтинг-группы Research & Decisions, в первом квартале 2010 года коттеджи, расположенные в пределах Перми, подорожали на 3 %. По другим территориям края рост составил 10 %. Такие тенденции отмечаются впервые после кризиса. По данным этой же компании, в весь прошлый год цены на индивидуальное жилищное строительство стремительно падали: за год частные дома подешевели на 12 % в Перми и на 32,8 % в крае. Однако рост цен в первом квартале никак не связан с повышением спроса, считают в R&D. Его причина, по мнению руководителя компании Регины Давлетшиной, кроется в том, что девелоперы заканчивают строительство начатых ранее объектов, повышая их стоимость.
С данными R&D согласны не все эксперты рынка недвижимости. По словам специалиста аналитического отдела ОАО «Камская долина» Натальи Лагуновой, в первом квартале текущего года ценовая ситуация почти во всех организованных поселках не менялась, предложения держатся на одном уровне. Ценовая политика изменилась лишь в ряде проектов «в связи с адаптацией к современным тенденциям рынка». По словам эксперта, незначительное (0,7 %) повышение средней цены предложения наблюдалось лишь на хаотичную застройку. В 2010 году цена на такие коттеджи выросла с 33,3 тыс. рублей за кв. метр до 33,5 тыс. рублей.
Хотя спрос на загородную недвижимость до сих пор остается низким, несущественное его увеличение все-таки произошло в начале мая. Алексей Ананьев, коммерческий директор АН «Респект», называет его сезонным. «Традиционно повышение спроса на загородную недвижимость происходит в конце мая – июне. В этом году оно случилось несколько раньше благодаря хорошей погоде, так что в первой половине июня он медленно сойдет на нет», – полагает собеседник «bc».
Следуя принципу «на нет и суда нет», девелоперы также не спешат заявлять о новых проектах. Сейчас предложение коттеджей в организованных поселках не отличается разнообразием. Если в 2008 году в продаже находилось более 70 поселков, то в середине первого квартала их насчитывалось не более 20, лишь половина из них полностью готова к продаже, остальные находились на разных стадиях строительства.
По данным R&D, в прошлом году в продаже появились дома только в 2-х новых поселках: Вернисаж и Предгорье. «Камская долина» отмечает, что с начала года на рынке насчитывается 5 новых поселков. Для сравнения, начиная с 2004-го и до 2009 года количество загородных поселков в крае ежегодно увеличивалось в 2 раза (подробнее – см. график). Хотя значительное количество компаний отказались от реализации проектов или изменили концепцию. Одним из показательных проектов стал поселок Звездный Лес. По словам Натальи Лагуновой, теперь там продаются не только готовые объекты, но и земельные участки. Ряд девелоперов исключают из цены земли стоимость проведения коммуникаций, возлагая их оплату на потребителя.
В ряде проектов от застройки таунхаусов девелоперы переходят к строительству коттеджей. Например, застройщик поселка Янтарный изменил первоначальные планы по строительству и часть земли отвел под возведение коттеджей.
Наталья Лагунова:
– Процесс реконцепции стал неотъ-емлемой тенденцией рынка в современных условиях. В большей степени он проявляется в том, что девелоперы отказываются от полного цикла строительства (от разработки концепции до строительства и эксплуатации) и переходят к распродаже земельных участков.
По оценкам «Камской долины», почти 50 % рынка составляют поселки, в которых на продажу выставляются только участки. Кроме того, загородные поселки, строительство которых продолжается, строятся медленнее, чем могли бы. «Финансовое состояние людей, приобретающих коттеджи, – самое разное, поэтому строить поселок одинаковыми темпами не получается», – рассказал Алексей Ананьев.
С мнением Натальи Лагуновой не согласна Регина Давлетшина. Распродажа земли и взимание отдельной платы за подключение коммуникаций характерно только для компаний, которые находятся в безвыходной ситуации. Такие предложения не пользуются спросом. Лишь немногочисленные покупатели заинтересованы в покупке готового дома со всеми коммуникациями. Пытаясь простимулировать спрос, строители наполняют поселки как можно большими опциями и обеспечивают всеми инженерными коммуникациями.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний