Газета
 26 апреля 2010, 13:20   2766

Бюджет платит

Бюджет платит
Надежда Кочурова, заместитель главы администрации города Перми, – о новой системе дополнительного образования детей, участии в ней бизнеса и миллиарде из бюджета.
Автор: Кирилл Перов

Надежда Григорьевна, в чем особенности нововведений в системе дополнительного образования детей, какую сумму бюджет закрепил за каждым ребенком и какая роль в этой системе отводится бизнесу?
– Сегодня в муниципальных учреждениях допобразования Перми занимается 62 тысячи детей. Определяя, в какой кружок или секцию пойти, ребенок вынужден задуматься не только о том, чем он хотел бы заниматься, но и учитывать возможности семейного бюджета. Муниципалитет сейчас помогает родителям в вопросах занятости ребенка и получения услуг дополнительного образования только одним – содержанием сети бюджетных учреждений, у которых есть определенные предложения по кружковой работе, причем ребенок может посещать бесплатно только один клуб или секцию.
   В новой системе дополнительного образования мы предоставляем возможность всем 108 тысячам детей в Перми получать такую услугу в муниципальных учреждениях допобразования либо в частных организациях с бюджетным софинансированием. С августа этого года вводится в действие система индивидуальных электронных карт детей, позволяющая посещать любые кружки и секции. Карта – это не деньги, а ключ к получению услуги, обеспеченной бюджетным финансированием. Уже практически подготовлен нормативно-правовой акт, который определяет размеры этой бюджетной квоты в сумме 10 тыс. рублей на одного ребенка в год, вне зависимости от того, сколько услуг он бы хотел получить. И это тоже новация. На эти бюджетные деньги можно посетить столько разных мест, сколько хватит бюджетного финансирования и софинансирования родителей. Возрастной ценз проекта – дети от 7 до 18 лет. 
Ребенок, который живет в нашем городе, вправе сегодня рассчитывать на это финансирование из бюджета. Кроме того, есть целевые аудитории среди детского населения, которые для нас важны и особенны. К таким категориям мы отнесли детей-инвалидов, для которых дополнительное образование во многом – основной путь к социализации. Мы понимаем специфику предоставления образовательной услуги таким детям. Это, как правило, меньшее наполнение в группе, индивидуальное внимание к этому ребенку. Бюджетная квота для таких детей определена в двойном размере – 20 тыс. рублей в год. Мы думаем, что это будет стимулировать в том числе и бизнес заниматься данной категорией детей. Возрастной ценз для детей-инвалидов выше, чем для обычных детей, – от 7 лет до 21 года.
Вторая целевая группа – дети, находящиеся в социально опасном положении. С точки зрения социальной напряженности и общественного спокойствия в городе очень важно, чтобы такие ребята уже в раннем возрасте были заняты. Поэтому и эта категория детей имеет бюджетную квоту в двойном размере.
Новая система допобразования предполагает предоставление услуг за счет бюджетного финансирования муниципальными учреждениями, ведомственными и частными. Мы предполагаем вести на уровне города реестр поставщиков услуг дополнительного образования детей. Вхождение в этот реестр будет носить заявительный характер. Если организация имеет лицензию на право образовательной деятельности, то вхождение в реестр будет для нее формальным. Заявителю, который не имеет лицензии на право образовательной деятельности, придется предъявить определенный пакет документов. Это наличие образовательных программ и учебных планов и соответствие условий, в которых предполагается оказывать услуги нашим детям, правилам безопасности. Мы не даем здесь никому преференций – ни муниципальным учреждениям, ни ведомственным, ни частным. Голосовать должен сам ребенок своим желанием в этом учреждении учиться и образовываться.
Получается, что для предпринимателей открывается новая ниша для развития бизнеса услуг дополнительного образования детей и подростков, финансируемая муниципальным бюджетом? Какие критерии отбора будут определены при попадании в реестр, кроме названных выше?
– Действительно, принятием такой программы мы увеличиваем емкость рынка. Оператором по реестру для городского департамента образования является информационно-аналитический центр по ул. Луначарского, 42. Это муниципальное автономное учреждение, которое будет осуществлять операторские функции. Мы объявим, с какого момента будем готовы принимать заявки. Вхождение в муниципальный реестр имеет бессрочный характер. Когда организация считает возможным заявиться, тогда она туда и сможет попасть. Нормативно-правовую базу мы примем в течение мая и широко проинформируем все заинтересованные группы, в какие сроки и где будет происходить процесс подачи заявок.
Отбор осуществляет специальная комиссия, у которой жестко ограничены функции. Оцениваться учебные программы и планы планируется по одному принципу: существуют они или нет, соответствуют ли Закону об образовании. Каждый отказ будет предельно мотивирован. Это не тот случай, когда материалы не возвращаются и не рецензируются. Мы дадим и второй, и третий, и пятый шанс каждому. Причем отсутствие детей в учреждении допобразования не является причиной исключения из реестра. Причиной может быть только нарушение условий соглашения, которое заключается с представителем бизнеса при включении в реестр. Средства предпринимателю предполагается отдавать в форме субсидии на компенсацию части затрат по предоставлению услуг дополнительного образования. Мы как организация, предоставляющая субсидию, вправе в любое время проверить, как и в каких условиях предоставляются услуги.
Как в новой системе дополнительного образования будет предусмотрена работа с одаренными детьми, талантливыми спортсменами?
– Система допобразования у нас уже сложилась как двухуровневая. Это базовый уровень, когда ребенок приходит в многопрофильное учреждение, записывается в кружки, не проходя отбор, а по желанию. И с ним занимаются вне зависимости от того, каких результатов он достигает в том виде творчества, которым занимается.
Другой уровень мы условно называем повышенным. Когда от ребенка и от педагога дополнительного образования считаем возможным требовать определенных результатов. Это работа с одаренными, способными детьми в творчестве и спорте. К таким учреждениям мы относим в первую очередь детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, музыкальные школы, школы искусств. То есть те учреждения, куда невозможно попасть просто по желанию, а необходимо продемонстрировать определенные способности. Муниципалитет тем детям, которые переходят на новую ступеньку мастерства, гарантирует полное финансовое обеспечение на всех ступенях обучения. Если ребенок выдержал экзамены и поступил, например, в музыкальную школу, где год обучения стоит от 14 тыс. до 56 тыс. рублей, то на него в бюджете будет полностью заложена необходимая сумма. Если он не поступил ни в какое учебное заведение, а желает записаться в кружок или секцию базового дополнительного образования, то за ним будет закреплено 10 тыс. рублей. В то же время это не ограничивает права музыкальной школы набирать платные группы, и вот в этих платных группах можно будет воспользоваться своей бюджетной квотой в 10 тыс. рублей. Это такая разнопрофильная многоуровневая система, которая дает и родителям, и ребенку возможность выбирать.
Кроме процедуры вхождения в реестр учреждениям дополнительного образования необходимо будет обзавестись терминалами для электронного учета?
– В муниципальных учреждениях терминалы поставят за счет бюджета, предпринимателям придется потратиться. Мы считаем, что это не будет экономическим барьером для вхождения в реестр поставщиков. Сегодня собственник вправе решить, какого уровня терминал он хочет купить. Ценовой диапазон по терминалам варьируется от 3,5 тыс. до 40 тыс. рублей. Любой такой терминал, какой предоставит собственник, будет обеспечен данной программой и подготовлен к работе.
Электронная система учета бюджетного финансирования – это только одна, хотя и крупная, составляющая всей системы дополнительного образования детей. Одновременно мы разрабатываем концепцию дополнительного образования на территории Перми, где определяем знаковые для развития города направления деятельности. Работа идет не только над концепцией, но и параллельно над программой поддержки одаренных и талантливых детей. Благодаря ей мы сможем поддерживать образцовые коллективы, которые сегодня составляют славу города. Программа еще разрабатывается, и до июля в рамках подготовки к бюджету следующего года она будет готова. Она включает, например, персонифицированную поддержку тех детей, которые уже сейчас демонстрируют свои таланты. Это поездки на олимпиады, фестивали, спортивные соревнования. Вторая составляющая программы – целевая поддержка педагогов, которые занимаются с одаренными детьми.
Какая сумма в бюджете предусмотрена для финансирования дополнительного образования детей в этом году?
– За эту реформу мы готовы заплатить. Система допобразования за последние два года обходилась городу в сумму около 900 млн рублей в год. Это – 62 тысячи детей, занимающихся сегодня в муниципальных учреждениях допобразования. При введении новых подходов мы рассчитываем, что в дополнительное образование города придут и те более 30 тысяч детей, которые сегодня не находятся в сфере внимания муниципалитета. Именно для этого в бюджете предусмотрено дополнительно 380 млн рублей. На коллегии при главе города, при утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики в городе Перми на 2010 год, отдельной строкой прописана система допобразования детей.
Новый подход к системе дополнительного образования детей полностью отвечает стратегии города, направленной на позиционирование Перми как города широких возможностей.
Задача в том числе и системы допобразования – сделать город комфортным для каждого живущего здесь. И вложения в развитие детей сегодня – это инвестиции в будущее Перми.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний