Политика
 24 апреля 2010, 11:30   1668

ОБЗОР СВЕЖЕГО НОМЕРА ГАЗЕТЫ «BUSINESS CLASS» № 15 (280) ОТ 26 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА


СПАСИБО ХИМИИ
По итогам первого квартала по темпам роста промышленности Пермский край значительно опередил регионы-конкуренты. Значительную роль в улучшении показателей сыграло химическое производство.
По данным Пермьстата, индекс промышленного производства в Пермском крае в первом квартале текущего года составил 120% к аналогичному периоду прошлого года. Этот показатель существенно выше общероссийского. По данным, которые на заседании Государственной Думы РФ озвучил премьер-министр России Владимир Путин, по итогам первого квартала промышленное производство в стране выросло на 5,8%.
В краевом министерстве промышленности отмечают, что наиболее быстрыми темпами восстанавливаются обрабатывающие производства - там, где и произошел самый существенный спад в 2009 году. Значительный вклад в улучшение статистических показателей внесли предприятия химической отрасли — уже в январе рост химического производства в крае составил 160,4%.
«Пермский край сейчас по росту производства опережает регионы-конкуренты. Но это отчасти объяснимо и более глубоким падением пермской промышленности в острой фазе кризиса в прошлом году», - пояснил «bc» Дмитрий Теплов, и. о. министра промышленности Пермского края.
Однако, по мнению депутата Заксобрания Пермского края Виктора Кобелева, рост в промышленности произошел не благодаря наращиванию объемов производства, а повышению цен на продукцию химических и нефтехимических предприятий.
Это утверждение опровергают сами промышленники. По словам председателя совета директоров ОАО «Метафракс» Армена Гарсляна, в первом квартале прошлого года мощности предприятия были загружены на 70 %. Сегодня они используются в полном объеме. При этом существенного изменения стоимости продукции по сравнению с прошлым годом не произошло.
 
МЕСТО ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ
Минпром Пермского края поддерживает три проекта по созданию в регионе трех индустриальных парков. Эксперты считают: самое сложное найти потенциальных инвесторов.
На минувшей неделе краевое Министерство промышленности, инноваций и науки представило на Московском инвестиционном форуме проекты по созданию в регионе трех индустриальных парков в Звездном, Осенцах и Краснокамске. Детальная разработка этих проектов состоялась за последние четыре месяца. Кроме того, как пояснил возглавляющий ведомство Дмитрий Теплов, участникам форума была представлена ГК «Перспектива» как оператор, способный подобрать в регионе земельный участок, подходящий заинтересованным лицам по площади, транспортной и коммунальной инфраструктуре в Пермском, Добрянском, Нытвенском районах, а также рядом с Пермью.
Как отмечает Дмитрий Теплов, на данный момент идет речь о создании на территории края нескольких промышленных зон, то есть земельных участков с разработанными к ним мастер-планами по застройке. «То же самое понимается как индустриальный парк. Но вкупе с отраслевой специализацией и бизнес-инкубатором его можно считать технопарком», - отмечает г-н Теплов.
Существующие проекты создания индустриальных парков в Звездном, Осенцах и Краснокамске, как отмечает Дмитрий Теплов, позволят решить проблему недостатка площадей для промышленных предприятий небольшого масштаба.
 
Главной проблемой реализации проектов, по признанию экспертов «bc», становится поиск лиц, заинтересованных в финансировании.
Михаил Молчанов, заместитель директора УК «Ермак»:
- После предварительного знакомства с проектами складывается впечатление, что найти частных инвесторов для этих проектов будет сложно. По тому, как эти проекты выглядят сейчас, есть существенные риски по возврату инвестиций. Авторам стоит внимательно поработать над разделом, в котором описывается, кто именно будет являться клиентом технопарков.
 
 
БУРЯ В СТАКАНЕ
Антон Толмачев нашел новый способ, как привлечь внимание Марата Гельмана. Но не был услышан, поскольку галерист считает, что такого человека не существует. 
Генеральный директор рекламной группы Lege Artis Антон Толмачев опубликовал в своем «Живой журнале» письмо члену Общественной палаты Марату Гельману. Рекламщик попросил галериста о помощи.
В письме речь идет о необходимости сохранения здания по адресу Петропавловская, 52а, на месте которого компания BS Hospitality Management планирует построить пятизвездочный отель под брендом Doubletree by Hilton. Сейчас здесь расположены цеха бывшей кондитерской фабрики и нежилое двухэтажное здание.
По мнению директора рекламной группы, это и расположенные рядом здания являются «островком старой Перми», который необходимо сохранить.
В BS Hospitality Management выпад Антона Толмачева воспринимают как очередной пиар-ход. «Мы действуем в рамках законодательства. И нас есть все необходимые документы, в том числе и от краевого центра охраны памятников. Поэтому не понимаю поведение Антона Толмачева и могу это объяснить только тем, что он пиарит проекты «Пермгражданстроя» и нападает на все остальные», - прокомментировал новость генеральный директор BS Hospitality Management Сергей Сташков.
По данным «bc», здание, о котором говорит Антон Толмачев, не только не является памятником архитектуры, но также не входит в «перечень ценных средовых объектов» (ЦСО), о необходимости сохранения которых для воссоздания исторического облика Перми регулярно заявляют пермские общественные деятели и краеведы.
По мнению члена комиссии по землепользованию и застройке Перми Дениса Галицкого, обращение г-на Толмачева к Марату Гельману — проявление его гражданской позиции. Это мнение разделяет руководитель группы «Зеленая Эйкумена» Роман Юшков. По его словам, здание, о котором говорит Антон Толмачев, достойно сохранения, а список ЦСО может быть расширен.
В обращении к Гельману есть и другой нюанс. До сих пор Антон Толмачев критиковал деятельность галериста и его проекты. Последней каплей стал пост в «ЖЖ», посвященный «Пермской ротонде» Александра Бродского. «Я человек в общем-то достаточно мирный, но, думаю, я не буду горевать, если эта «ротонда»-беседка, составленная из старых дверей, однажды ночью просто сгорит и не поедет под чужим именем покорять «европы» и не будет «вписываться в городское пространство Перми». А краевая администрация выделит денег на строительство неподалеку от этого места хорошего общественного туалета», - написал о произведении Бродского Антон Толмачев. После этого Марат Гельман в своем «Живом журнале» заявил: «Человек написавший, что не будет горевать, если пермскую ротонду Бродского подожгут, для меня не существует».
Видимо, поэтому получить комментарии Марата Гельмана на обращение по поводу сохранения исторического объекта не удалось.
 
БЮДЖЕТ ПЛАТИТ
Надежда Кочурова, заместитель главы администрации города Перми, — о новой системе дополнительного образования детей, участии в ней бизнеса и миллиарде из бюджета.
— Надежда Григорьевна, в чем особенности нововведений в системе дополнительного образования детей, какую сумму бюджет закрепил за каждым ребенком и какая роль в этой системе отводится бизнесу?
— Сегодня в муниципальных учреждениях допобразования Перми занимается 62 тысячи детей. Определяя, в какой кружок или секцию пойти, ребенок вынужден задуматься не только о том, чем он хотел бы заниматься, но и учитывать возможности семейного бюджета. Муниципалитет сейчас помогает родителям в вопросах занятости ребенка и получения услуг дополнительного образования только одним — содержанием сети бюджетных учреждений, у которых есть определенные предложения по кружковой работе, причем ребенок может посещать бесплатно только один клуб или секцию.
В новой системе дополнительного образования мы предоставляем возможность всем 108 тысячам детей в Перми получать такую услугу в муниципальных учреждениях допобразования либо в частных организациях за счет бюджетных средств. С августа этого года вводится в действие система индивидуальных электронных карт детей, позволяющая посещать любые кружки и секции. Карта — это не деньги, а ключ к получению услуги, обеспеченной бюджетным финансированием. Уже практически подготовлен нормативно-правовой акт, который определяет размеры этой бюджетной квоты в сумме 10 тысяч рублей на одного ребенка в год, вне зависимости от того, сколько услуг он бы хотел получить. И это тоже новация. На эти бюджетные деньги можно посетить столько разных мест, сколько хватит бюджетного финансирования и софинансирования родителей. Возрастной ценз проекта — дети от 7 до 18 лет.
Ребенок, который живет в нашем городе, вправе сегодня рассчитывать на это финансирование из бюджета. Кроме того, есть целевые аудитории среди детского населения, которые для нас важны и особенны. К таким категориям мы отнесли детей-инвалидов…. Бюджетная квота для таких детей определена в двойном размере — 20 тыс. рублей в год. … Возрастной ценз для детей-инвалидов выше, чем для обычных детей, — от 7 лет до 21 года.
Вторая целевая группа — дети, находящиеся в социально опасном положении. И эта категория детей имеет бюджетную квоту в двойном размере.
Новая система допобразования предполагает предоставление услуг за счет бюджетного финансирования и муниципальными учреждениями, ведомственными и частными. Мы предполагаем вести на уровне города реестр поставщиков услуг дополнительного образования детей. Вхождение в этот реестр будет носить заявительный характер. Если организация имеет лицензию на право образовательной деятельности, то вхождение в реестр будет для нее формальным.
— Получается, что для предпринимателей открывается новая ниша для развития бизнеса услуг дополнительного образования детей и подростков, финансируемая муниципальным бюджетом? Какие критерии отбора будут определены при попадании в реестр, кроме названных выше?
— Действительно, принятием такой программы мы увеличиваем емкость рынка. Оператором по реестру для городского департамента образования является информационно-аналитический центр по ул. Луначарского, 42. Это муниципальное автономное учреждение, которое будет осуществлять операторские функции. Мы объявим, с какого момента будем готовы принимать заявки. Реестр имеет бессрочный характер. Когда организация считает возможным заявиться, тогда она туда и сможет попасть. Нормативно-правовую базу мы примем в течение мая и широко проинформируем все заинтересованные группы, в какие сроки и где будет происходить процесс подачи заявок.
 
ДОРОГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
Банки вновь начинают кредитовать покупателей в магазинах. Однако процентные ставки по кредитам поражают воображение. Более того, менеджеры неохотно раскрывают все условия кредитования.
Экспресс-кредитование в торговых точках начинает оживать, банки возвращаются на этот рынок, на смену рекламе высоких процентных ставок по вкладам пришла реклама «низких, докризисных», ставок по кредитам. Активизация рынка экспресс-кредитования вызвана как потребностью банков в новых клиентах, так и восстановлением уверенности населения в своем финансовом положении и, следовательно, готовностью совершать покупки в кредит. Экспресс-кредит не требует от заемщика залога и поручителей и не затратит много времени на его оформление. Однако назвать его дешевым способом получения денег нельзя, поскольку процентные ставки годовых по некоторым продуктам достигают 80 %.
«bc» изучил предложения банков, наиболее активно развивающих это направление потребительского кредитования. К их числу относятся «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (по оценкам экспертов, сейчас он занимает первое место в этом сегменте), «Русский стандарт» (уступивший лидерство ХКФ Банку), ОТП Банк, «Ренессанс Кредит» (входит в «Ренессанс Капитал»), Русфинанс Банк.
Эксперты утверждают, что сейчас стоимость экспресс-кредитов действительно приближается к своим докризисным уровням, более того, этот сегмент развивается очень динамично. Ведь если еще в конце 2009 года и представить было нельзя, что банк примет положительное кредитное решение за один день, то сейчас некоторые игроки готовы это сделать и за пару часов, и за полчаса. Но также как и в любое время цена займа существенно превышает стандартные расценки по получению кредитов.
 
ГОРОД ОДНОГО РЕЙСА
Пока одни авиаперевозчики рассчитывают на увеличение платежеспособного спроса, другие устанавливают минимальные цены, переманивая пассажиров, пользующихся железнодорожным транспортом.
2010 год для авиакомпаний, работающих на пермском рынке, начался с ряда изменений. Несмотря на общее снижение пассажиропотока, возможностью организации авиарейсов из Перми заинтересовались компании «Транcаэро» и «Авианова».
По данным ФГУП «Пемские авиалинии», в 2009 году количество пассажиров резко сократилось. Если в 2008 году пассажиропоток составил 782 тыс. человек, то во время кризиса показатель упал на 17% до 572 тыс. Процент падения оказался почти в два раза выше, чем в среднем в России (8,1%).
На сегодняшний день Пермь для авиаперевозчиков, по-прежнему, остается городом одного маршрута. Сейчас в «Большом Савино» регулярно работает 5 авиакомпаний: Sky Exspress, «Сибирь» ( торговая марка S7), «Аэрофлот», «Ютэйр» и «Авианова». Самолетами этих компаний ежедневно совершается до 8 рейсов в Москву. Для сравнения, в Екатеринбурге в сетке расписания может стоять в течение дня до 15 рейсов в Москву. Но увеличивать количество рейсов из Перми почти никто не планирует.
Сейчас о своей заинтересованности в увеличении доли присутствия на пермском рынке говорит лишь одна компания – «Авинова».
Что касается развития маршрутной сети из Перми, то здесь мнения экспертов расходятся. Представители «Авиановы» отмечают, что их компания будет обязательно развивать маршрутную сеть между российскими городами, и не исключила вероятности, что Пермь может стать городом базирования. Хотя вероятность невелика. Это мнение разделяют представители Sky Exspress: «Межрегиональные полеты – это общероссийская беда. Рынок мал, население малоподвижно, поскольку оно малообеспечено. Бизнес и власть сосредоточены в Москве. Авиатранспорт — заложник макроэкономики или геополитики. Поэтому и сеть маршрутов в стране сложилась такая: Регион — Москва. Москва как единственный всероссийский транспортный узел дает возможность быстрых коммуникаций всем регионам… через себя».
Эксперты «bc» считают, что развитию региональной авиации мешает и другая проблема.
Сегодня буквально все компании испытывают дефицит воздушных судов. И дело не только в нехватке средств на покупку новых, но и в отсутствии самолетов.
Перевозчики надеются, что кризис отступил и им удастся «отыграть» падение 2009-го, хотя и признают, что сделать это будет сложно. Руководство пермского аэропорта заявило, что начавшаяся в 2010 году тенденция роста пассажиропотока должна сохраниться, а 2032 году количество пассажиров должно вырасти до 5 млн человек.

Поделиться:
Все новости компаний