Газета
 12 апреля 2010, 13:20   1704

«…Без такого вуза у города нет перспектив»

«…Без такого вуза у города нет перспектив»
Николай Карпушин, министр образования Пермского края, – о том, как мечты становятся реальностью, рисках формирования негосударственного сектора дошкольного образования и пермском вузе мирового уровня.

Николай Яковлевич, расскажите об итогах работы программы по выплатам родителям детей от 1,5 до 5 лет, не посещающих детсады?
– Мы вышли на третий год реализации этого проекта. Причина появления проекта проста: отсутствие достаточного количества мест в детских садах. Еще в 2006 году эта проблема казалась неразрешимой, поскольку, чтобы удовлетворить потребности всех желающих, было необходимо построить 600 детских садов, на что требовалось 40 млрд рублей.
Сначала в экспериментальном порядке проект работал в 14 территориях края на 100-процентном региональном содержании. Сегодня в проекте участвуют 33 территории, при этом доля финансирования муниципалитета составит 30 %, края – 70 %.
Какие результаты программы?
– Первый и главный результат – сокращение очереди в дошкольные образовательные учреждения на 18 тысяч детей, что составляет 91 % от очереди, которая была зафиксирована в 2006 году.
Выплаты для семей дифференцированы в различных территориях. Не выхолащивается ли сама идея от того, что в каком-нибудь районе края такие семьи получают тысячу рублей, а в Перми – пять?
– Мы говорим о том, что выплата должна соответствовать сложившейся на территории конъюнктуре рынка. Если в Перми вы можете приобрести услугу только за 5–6 и более тысяч рублей, то бессмысленно платить 2 тыс. рублей. Однако компенсация в 5 тысяч рублей, например в Еловском районе, тоже несоразмерна. В этом случае точно опустеют все детские сады и заодно ряд предприятий. Важно правильно сбалансировать рынок. Другая крайность – в случае выплат совершенно «смешных» сумм, которые ни на что не влияют и только дискредитируют проект. На обе проблемы указано главам территорий.
Насколько реально влияют компенсации на формирование рынка дошкольного образования?
– Мы создаем равные условия для государственных и негосударственных учреждений. Родители детей активно пользуются услугами узких специалистов и одновременно занимаются забытым семейным воспитанием. Я в этом плане ярый сторонник семейных форм воспитания.
Есть риски, о которых нельзя не сказать. Сегодня важно двигаться в направлении осуществления контроля за качеством услуг в негосударственных учреждениях. Ясного понимания того, каким образом его осуществлять, в этом секторе нет. Мы понимаем, что лучший контролер – родители. Но и они нуждаются в каких-то маркерах, знаках отличия дошкольных учреждений.
Каким образом сейчас происходит финансирование школ?
– Мы институциализировали доходную часть исходя из расчета подушевого принципа, стоимости услуги. Этим мы начали заниматься достаточно давно, но только сегодня приходим к пониманию, что такое «норматив» и в каких случаях возможно его изменение. Главное, он должен быть единым и формироваться за счет краевого и муниципального бюджетов. Первая часть остается стабильной, в то время как последняя варьируется в зависимости от различных условий. В этом году 17 из 48 муниципалитетов уменьшили норматив финансирования без согласования с руководителем районного образования, директором и управляющими советами школ, что не осталось незамеченным. Не буду называть лидеров в этом вопросе, но один из муниципалитетов забрал таким образом из отрасли образования 26 млн рублей, важно то, что норматив должен оставаться незыблемым.
В муниципальную часть доходов входит коммунальная составляющая. В то время как растут тарифы за тепло и электроэнергию, норматив на одного ребенка остается прежним, а в отдельных случаях даже уменьшается. Мы ведем постоянную работу с главами территорий, чтобы этот вопрос ежегодно пересматривался.
Каков уровень заработной платы педагогов?
– В отдельных случаях ситуации складываются так, что снижаются зарплаты педагогов, в то время как норматив не изменился или даже увеличился. В крайних случаях мы выезжаем на место событий. В частности, одна из школ заявила о том, что уменьшилась оплата труда учителей. Выяснилось, что работает 5 заместителей руководителя, заработная плата директора увеличена на 30 %, действует система дополнительного образования, которая составляет львиную долю фонда оплаты труда. После того как мы привели ситуацию в соответствие, зарплата педагогов увеличилась на 42 %.
Применяется новая система оплаты труда. Главная цель – учитель получает базовую и стимулирующую части. Более эффективный учитель должен получать больше. Так произошло в большинстве территорий края. Есть и исключения, в этих случаях стимулирующей части для прибавки к заработной плате не осталось. Это вызвано ошибками в проведении тарификации, расчетах, а также необходимостью повышения МРОТа. Фактически часть фонда оплаты труда выплачивается вспомогательному персоналу, осуществляющему непрофильные функции. Количество таких сотрудников, особенно в сельских местностях, просто зашкаливает. Мы говорим о том, что не менее 70 % фонда оплаты должно распределяться между учителями. А есть случаи, когда доля, приходящаяся на учителей, составляла до 40 %, остальное уходило на обслуживающий персонал.
И каково решение проблемы?
– Предлагается все непрофильные функции вывести на аутсорсинг. Сегодня бухгалтерия работает в каждой школе, можно сделать одну на 10 учебных заведений. Это по силам негосударственной организации, которая по итогам конкурса выигрывает право на оказание услуг. Мы посчитали, в таком случае в 1,5–2 раза снижаются затраты на организацию бухгалтерии из расчета на 10 школ в Кунгурском районе. Это касается и уборки, охраны. Может быть, на первом этапе не сложится рынок участников, готовых подхватить непрофильные функции школы. Но в итоге появятся те, кто за разумную цену будет качественно оказывать эти услуги. Такой способ организации деятельности школ работает во всем мире, но у нас преимущественно натуральное хозяйство. «Я делаю все: крашу, белю, занимаюсь физикой, охраняю территорию, готовлю обеды», – говорит директор. Сегодня он не определяет индивидуальные образовательные траектории развития учеников и не является даже менеджером, он обычный хозяйственник.
В какой период времени эти директора-хозяйственники будут готовы приходить к решению о выводе непрофильных функций на аутсорсинг?
– Об этом мы говорим последние 5 лет. Необходимо не просто изменение мышления, но и обновление директорского корпуса. Норматив остается прежним, в этом случае внутренний менеджмент нуждается в иных способах организации. Директор не сможет увеличить зарплату, если он не заменит обычные лампы накаливания на энергосберегающие, не сэкономит на тепле. Для этого необходимо провести энергоаудит его учреждения. Директор может заключить договор с компанией, которая, получая долю от сэкономленного, сможет окупить собственные затраты и принесет доход учебному заведению. Менеджмент такого уровня в образовании весьма редок и часто определяется очень искушенным директором, который пережил не одну реформу и инновацию и с оскоминой переживает следующую.
Какова средняя заработная плата педагогов в Пермском крае?
– На уровне 11–12 тыс. рублей. В ПФО по этому показателю Пермский край занимает третье место. В рейтинге по соотношению заработной платы педагогов и в среднем в экономике мы далеко не лидеры. Разрыв между этими категориями в регионе составляет 38 %, в других – существенно меньше. Однако надо заметить, что средняя оплата в экономике других субъектов ПФО существенно ниже, чем в Пермском крае. Необходимы меры, которые способны без наращивания норматива, а с помощью оптимизации и правильного управления догнать уровень зарплаты в других отраслях.
Школы конкурируют между собой?
– Школы конкурируют давно, но не ярко выраженно. Если школа выпускает существенное число успешных учащихся, и это подтверждено независимым исследованием, то за счет средств краевого бюджета будем делать дополнительную прибавку к нормативу. Этот эксперимент начинается в этом году в Перми, Березниках, Чайковском.
Прокомментируйте предложения, озвученные губернатором в послании и касающиеся сферы образования.
– Министерству образования края отводится роль ведомства, которое несет ответственность за организацию вуза мирового уровня в регионе. Все шаги, которые мы принимаем в образовании, направлены на то, что такой вуз должен появиться. Здесь основную роль играют три составляющие: кто учит, кто учится и в какой среде? В прошлом году мы организовали выплаты докторам наук. Только за год их стало больше на 30 человек. Качество докторов тоже будет меняться: они должны работать со студентами, аспирантами, заниматься реальными исследованиями.
Кроме того, мы понимаем, что лучшие выпускники школ уезжают учиться в другие регионы. Мы считаем: нужно отбирать наиболее успешных. Право занимать место на студенческой скамье получают не только лучшие Пермского края, но и других регионов. Выпускники, набравшие за 240 баллов, на порядок отличаются от тех, кто набрал 150. С 1 сентября начнутся выплаты в размере 5 тыс. рублей в месяц, финансовые средства на эти цели уже зарезервированы.
Как Вы думаете, такая сумма заставит успешного выпускника остаться в Пермском крае, а не поехать в какой-нибудь другой регион?
– За всех не ручаюсь. Сейчас сделана попытка начать конкурировать с московскими и питерскими вузами. У нас есть возможность конкурировать с Екатеринбургом, обратим внимание на Ханты-Мансийский округ. Наша задача – привлечь лучшие светлые мозги. Возможно, мера начнет действовать не сразу. Вероятно и то, что такие студенты выучатся и уедут. Задача – подготовить студентов для жизни в любой точке мира. Цель Министерства промышленности, науки и инноваций создать привлекательную инфраструктуру для выпускников. Как минимум, мы обратим внимание родителей, которые заинтересованы в образовании собственных детей. Говорят же про Израиль: «Что там делать не знаю, но пенсионерам там хорошо».
В прошлом году статус научно-исследовательского вуза получил ПГТУ, в этом году на это звание претендует ПГУ. Каковы перспективы?
– Считаем, что все перспективы получить этот статус есть, но не все так просто. Уже был прецедент, когда два вуза Перми получили гранты национального проекта. Не знаю, получится ли так же и сейчас. Конкурсной комиссии уже даны гарантии краевого участия в финансировании.
Очень долго говорили об объединении классического и педагогического университетов. Можете подтвердить или опровергнуть информацию?
– Я совершенно точно понимаю особенности педагогического вуза и представляю, что механическое объединение ни к чему хорошему не приведет. Хотя, говоря о становлении университета мирового уровня в Перми, считаю, что маленькие университеты на 2–3, даже на 5 тысяч студентов, не могут претендовать на подобные статусы. В перспективе представляем, что пермский университет – это одно научно-исследовательское объединение, которое готово научить, содержать научные школы, коммерционализировать собственный продукт. Поэтому возможность сближения университетов вполне предсказуема.
 

Поделиться:
Все новости компаний