Газета
 12 апреля 2010, 13:20   1127

Пассажир заплатит

Пассажир заплатит
В России будет введено обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами всех видов транспорта. Теракт рассматривается как страховой случай.
Автор: Кирилл Перов

Минтранс России подготовил законопроект обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами. На данный момент страхование жизни и здоровья пассажиров существует в российской практике, однако оно распространяется только на авиаперевозки и железнодорожные перевозки. Действие же нового законопроекта распространяется на все виды транспорта. Между тем, согласно результатам опроса ВЦИОМ, участие в дорожном движении признается россиянами как самая небезопасная ситуация: скорее тревогу, чем уверенность в собственной безопасности, испытывают в подобном случае 49 % опрошенных, независимо от времени суток.
Интересно, что по предложению Минтранса террористические акты также являются страховыми случаями. По словам Сергея Закройщикова, заместителя управления корпоративного страхования ОСАО «Ингосстрах», это вполне укладывается в современные тенденции развития страхования. «Террористический акт не может обладать характеристиками обстоятельства непреодолимой силы, или форс-мажора: при всей чрезвычайности этого события отсутствует неотвратимый характер. Теракт, как нам известно, предотвратить можно. В начале нового тысячелетия многие российские страховщики риски терактов перестали считать форс-мажором и включают их в договоры страхования как дополнительные риски», – пояснил эксперт. Также, по словам Алексея Жучкова, юриста коллегии юристов «Правое дело», страхование от подобного рода рисков не исключают и специальные нормы гражданского законодательства. «Как таковых проблем при признании того или иного случая, при совершении терактов, страховым до сих пор не возникало. Страхование населения от террористических актов звучит и в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009)», – констатирует эксперт.
Новый законопроект предусматривает унификацию выплат на всех видах транспорта: лимит ответственности страховщика по страхованию пассажиров в размере 2 млн рублей. Разумеется, страховые премии, которые перевозчики должны будут выплатить страховщикам, будут включены в стоимость билетов. Однако предварительный расчет тарифов показал, что это будут весьма незначительные суммы. «Согласно проведенному ВСС исследованию на базе статистики МЧС, Росстата, РСА и ряда других ведомств удалось рассчитать нагрузку, которая ляжет на перевозчика», – говорит Елена Лукьянова, директор департамента страхования транспортных и морских рисков «АльфаСтрахование». По ее словам, для таких видов общественного транспорта, как троллейбусы и трамваи, увеличение стоимости билета составит 1 копейку, для городских автобусов – 8 копеек, на пригородном железнодорожном транспорте – 5 копеек, на дальнем – 2 рубля, а самой большой окажется страховая нагрузка в авиаперевозках – 16 рублей на билет.
В законопроекте срок урегулирования убытков оценивается в среднем в 30 дней. Это значительно меньше судебной процедуры определения размера ущерба жизни и здоровью, ведь она занимает не меньше двух месяцев с момента подачи документов. По оценке Алексея Жучкова, срок в 30 дней достаточен, и за этот срок, при причинении вреда здоровью, можно достаточно точно определить степень и характер этого вреда, что для определения размера страховой выплаты является существенным обстоятельством. «К слову сказать, в настоящий момент срок 30 дней встречается и в правилах ОСАГО», – уточняет г-н Жучков.
По мнению Сергея Закройщикова, с учетом обязательного характера страхования и устанавливаемых государством тарифов допуск к работе в этом секторе получат далеко не все. «Скорее всего, страхованием ответственности перевозчиков перед пассажирами будут заниматься те компании, которые зарекомендовали себя в ходе работ по ОСАГО. Таких наберется около 150», – полагает эксперт.
Общий объем нового рынка в целом по России Елена Лукьянова оценивает примерно в 10 млрд руб-лей, отмечая при этом, что и размер выплат пострадавшим будет увеличен в десятки и сотни раз. Что касается уровня доходности этого вида страхования, то, по словам Сергея Закройщикова, многое будет зависеть от установленных тарифов: «В частности, статистика аварийности автоперевозчиков несравнимо выше, чем, скажем, на железнодорожном или авиатранспорте, однако при установлении разумных тарифов и правил страхования этот сектор также может быть весьма перспективным».
Страховщики позитивно оценивают перспективы введения нового вида страхования. В частности, по мнению Сергея Закройщикова, оно обеспечит стабильный поток клиентов, защищенный от колебаний клиентской активности, а также фиксированные государством, не подверженные демпингу тарифы. «Впрочем, не стоит считать новый вид обязательного страхования этакой палочкой-выручалочкой: основной приток премий всегда генерируют секторы добровольного страхования», – говорит эксперт.
Предполагается, что законопроект может быть внесен на рассмотрение правительства уже в июле этого года.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний