Газета
 12 апреля 2010, 13:20   1136

Пассажир заплатит

Пассажир заплатит
В России будет введено обязательное страхование ответственности перевозчиков перед пассажирами всех видов транспорта. Теракт рассматривается как страховой случай.

Минтранс России подготовил законопроект обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами. На данный момент страхование жизни и здоровья пассажиров существует в российской практике, однако оно распространяется только на авиаперевозки и железнодорожные перевозки. Действие же нового законопроекта распространяется на все виды транспорта. Между тем, согласно результатам опроса ВЦИОМ, участие в дорожном движении признается россиянами как самая небезопасная ситуация: скорее тревогу, чем уверенность в собственной безопасности, испытывают в подобном случае 49 % опрошенных, независимо от времени суток.
Интересно, что по предложению Минтранса террористические акты также являются страховыми случаями. По словам Сергея Закройщикова, заместителя управления корпоративного страхования ОСАО «Ингосстрах», это вполне укладывается в современные тенденции развития страхования. «Террористический акт не может обладать характеристиками обстоятельства непреодолимой силы, или форс-мажора: при всей чрезвычайности этого события отсутствует неотвратимый характер. Теракт, как нам известно, предотвратить можно. В начале нового тысячелетия многие российские страховщики риски терактов перестали считать форс-мажором и включают их в договоры страхования как дополнительные риски», – пояснил эксперт. Также, по словам Алексея Жучкова, юриста коллегии юристов «Правое дело», страхование от подобного рода рисков не исключают и специальные нормы гражданского законодательства. «Как таковых проблем при признании того или иного случая, при совершении терактов, страховым до сих пор не возникало. Страхование населения от террористических актов звучит и в Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009)», – констатирует эксперт.
Новый законопроект предусматривает унификацию выплат на всех видах транспорта: лимит ответственности страховщика по страхованию пассажиров в размере 2 млн рублей. Разумеется, страховые премии, которые перевозчики должны будут выплатить страховщикам, будут включены в стоимость билетов. Однако предварительный расчет тарифов показал, что это будут весьма незначительные суммы. «Согласно проведенному ВСС исследованию на базе статистики МЧС, Росстата, РСА и ряда других ведомств удалось рассчитать нагрузку, которая ляжет на перевозчика», – говорит Елена Лукьянова, директор департамента страхования транспортных и морских рисков «АльфаСтрахование». По ее словам, для таких видов общественного транспорта, как троллейбусы и трамваи, увеличение стоимости билета составит 1 копейку, для городских автобусов – 8 копеек, на пригородном железнодорожном транспорте – 5 копеек, на дальнем – 2 рубля, а самой большой окажется страховая нагрузка в авиаперевозках – 16 рублей на билет.
В законопроекте срок урегулирования убытков оценивается в среднем в 30 дней. Это значительно меньше судебной процедуры определения размера ущерба жизни и здоровью, ведь она занимает не меньше двух месяцев с момента подачи документов. По оценке Алексея Жучкова, срок в 30 дней достаточен, и за этот срок, при причинении вреда здоровью, можно достаточно точно определить степень и характер этого вреда, что для определения размера страховой выплаты является существенным обстоятельством. «К слову сказать, в настоящий момент срок 30 дней встречается и в правилах ОСАГО», – уточняет г-н Жучков.
По мнению Сергея Закройщикова, с учетом обязательного характера страхования и устанавливаемых государством тарифов допуск к работе в этом секторе получат далеко не все. «Скорее всего, страхованием ответственности перевозчиков перед пассажирами будут заниматься те компании, которые зарекомендовали себя в ходе работ по ОСАГО. Таких наберется около 150», – полагает эксперт.
Общий объем нового рынка в целом по России Елена Лукьянова оценивает примерно в 10 млрд руб-лей, отмечая при этом, что и размер выплат пострадавшим будет увеличен в десятки и сотни раз. Что касается уровня доходности этого вида страхования, то, по словам Сергея Закройщикова, многое будет зависеть от установленных тарифов: «В частности, статистика аварийности автоперевозчиков несравнимо выше, чем, скажем, на железнодорожном или авиатранспорте, однако при установлении разумных тарифов и правил страхования этот сектор также может быть весьма перспективным».
Страховщики позитивно оценивают перспективы введения нового вида страхования. В частности, по мнению Сергея Закройщикова, оно обеспечит стабильный поток клиентов, защищенный от колебаний клиентской активности, а также фиксированные государством, не подверженные демпингу тарифы. «Впрочем, не стоит считать новый вид обязательного страхования этакой палочкой-выручалочкой: основной приток премий всегда генерируют секторы добровольного страхования», – говорит эксперт.
Предполагается, что законопроект может быть внесен на рассмотрение правительства уже в июле этого года.
 

Поделиться: