Газета
 12 апреля 2010, 13:20   1645

PR по-пермски

Развитие туриндустрии по-прежнему остается ахиллесовой пятой Пермского края. Муниципальные власти пока пытаются убедить собственных жителей в том, что малый город имеет потенциал туристической Мекки.

На минувшей неделе Соликамск заявил об активной подготовке к своему 580-летнему юбилею. Стало известно о том, что в городе появится музейный квартал, будут отреставрированы объекты центрального архитектурного ансамбля. С этой целью в центральном городском сквере даже был «подвинут» памятник Ленину. Одной из его важнейших частей станет Знак Соли – новый памятник, который будет символизировать прошлое и настоящее территории, обещают на сайте «Туристские ресурсы Пермского края».
На вопросы о стратегиях и проблемах малых городов на пути собственного продвижения в индустрии туризма «bc» ответил коммерческий директор компании «Nota Bene!» Александр Логинов.
Вы уверены, что есть стратегии развития малых городов Прикамья? А если и есть, они реализовываются, а не лежат под сукном? Стратегия предполагает поступательное движение к цели, а какова цель развития Пермского края? В двух словах? Ответа нет… Что говорить про малые города России, если в Перми только недавно обнаружилось понимание необходимости стратегии. Мастер-план Перми – это, безусловно, огромный шаг вперед. Вот только вызывает беспокойство стремление губернатора ограничиться рамками Перми. В малых городах пока отсутствует что-то похожее на пиар-стратегию. Сегодня уместней говорить о тактических ходах в современных реалиях. А они таковы, что смена политических элит в малых городах сказывается не только на тактических ходах в этой сфере, но и приводит к вымыванию кадрового потенциала.
Я сомневаюсь в целесообразности продвижения малых городов, как брендов, в соседних регионах. Был грех, пошел на поводу у экс-мэра Кунгура и принял участие в одной выставке, в которой участвовал город. Как говорится, там было все: от брильянтов до соплей. Результат – ноль. В качестве утешительного приза мы привезли медальки, дипломы, но если учесть, что выставка сама по себе – это бизнес принимающей стороны, то можно сколько угодно «нашлепать» медалей и раздавать их всем подряд. Это, кстати, тоже пиар-ход принимающей территории. Опыт, правда, был бесценен: я серьезно задумался о причинах холостого выхлопа. На поверхности лежал вывод, мэрия собрала на одной площадке солянку: от трикотажной фабрики до организаторов «Небесной ярмарки» с целью продвинуть город. Похвальное желание, но вот сам товар… Получается пиар ради галочки в отчете чиновников мэрии.
Кому интересен Кунгур? И какой экономический эффект получит город, если о нем узнает Екатеринбург? Мы много слышим о малых городах, но это не вызывает желания бросить все и поехать именно туда. Нужно продавать не ресурсы, а турпродукт, правильно формируя региональные бренды. «Назначенные» чиновниками, они вовсе не работают, а если и работают, то не в полную силу. И это только верхушка айсберга: инфраструктура, неграмотное формирование турпродукта, ошибки в позиционировании города как туристического центра в рамках Пермского края, разобщенность, несогласованность действий, безразличное отношение к Интернету как каналу продвижения своего продукта.
В России можно найти удачные примеры развития туризма, например Суздаль. В этом городе с населением 11 тысяч человек за три года увеличили турпоток с 600 тысяч до 850 тысяч туристов в год. Суздаль располагает 2 тысячами мест для ночевок. Или Углич, который раскрутил свой туристический бренд за 7–8 лет. Если сравнивать их с городами Пермского края, то причина видится в удаче, случае. Город Мышкин своей известностью обязан нескольким туроператорам: несколько компаний договорились причаливать к Мышкину, в то время как ранее все круизные маршруты по Волге проходили мимо. Прошло совсем немного времени – и в Мышкин стали ездить специально. Им повезло, что есть не просто ориентированные на развитие туризма главы, но профессионалы, которые смогли реализоваться на этом рынке. Важно и то, что изначально Мышкин позиционировался как город однодневного туризма, точно так же, как Ярославль и многие другие города. В этом нет ничего плохого, поэтому администрациям малых пермских городов стоит пересмотреть свои взгляды на туризм и признать, что собственных сил и «хотелок» для успешности мало.
Нужно включаться в орбиту большого города. Пермь представляет собой идеальное место для приема большого количества гостей, для туристов здесь гораздо больше развлечений в вечернее и ночное время. Кунгур в силу своего географического расположения должен делать на это ставку. 80 км – это не расстояние, но при наличии современной дороги. А главные достопримечательности Кунгура вполне можно все осмотреть за 1–2 дня. Тем более что рядом Суксун, Белогорский монастырь.
Суксун – совершенно запущенный и необоснованно забытый туристический ресурс. Здесь необходимо сделать маленькое местное кольцо для автотуристов. Существующих средств размещения в малых городах вполне хватит для желающих остановиться. Кунгуру, Соликамску, Чердыни важно обеспечить круглогодичный к себе интерес. Событийный туризм должен заполнять бреши в потоке, а не быть самоцелью.
На существующие сайты муниципалитетов нельзя смотреть без слез. Информация для туристов либо отсутствует вовсе, либо «успешно» запрятана. Нет достойных роликов о городе, адаптированных для Интернета. Удивительно, но в центре Кунгура по большому монитору транслируют рекламу города. Спрашивается, зачем? Убедить электорат, что город туристическая Мекка?

Поделиться:
Все новости компаний