Газета
 12 апреля 2010, 13:20   2519

Борьба за больных

Борьба за больных
Объем санаторно-курортного рынка края измеряется в миллиардах рублей. Конкурировать за потребителя приходится и с соседями, и с дальним зарубежьем.

Последние 20 лет существования свободного рынка привели не только к развитию в России частного бизнеса и росту потребительской активности, но и сформировали новую потребительскую культуру. Это касается и культуры отдыха. Характер спроса на рекреационные услуги за указанное время претерпел серьезные изменения по сравнению с советским периодом. Тогда основными местами отдыха граждан являлись санатории и юг России, куда можно было попасть благодаря бесплатным путевкам с предприятия. Теперь многие россияне предпочитают отдыхать и лечиться за рубежом. Это справедливо и по отношению к Прикамью, и сегодня рынок санаторно-курортных услуг Пермского края находится в упадке.
Как было и что стало. Скачок в развитии санаторно-курортных организаций, в том числе с чисто лечебным профилем, приходится на 70-е годы прошлого века. Тогда в СССР под патронажем крупных промышленно-производственных предприятий появлялись все новые места отдыха рабочих. В советское время существовало более 15 тысяч таких организаций, и более половины из них находилось на территории современной России. Однако сегодня едва ли насчитывается 2 тысячи таких санаториев и курортов. Точных данных по этому вопросу нет, потому что в стране отсутствует орган управления санаторной деятельностью. Однако даже сейчас, по оценкам экспертов, количественно в Пермском крае этот рынок достаточно развит. В регионе насчитывается 54 санаторно-курортных организаций (СКО), из них 8 – системы здравоохранения. В 2009 году функционировало также 13 санаторных лагерей круглогодичного действия.
По данным Пермьстата, с 1990-го по 2004 год количество санаторно-курортных организаций, работающих на территории края, сократилось на 60 %, со 143 до 85. В 2005 году возобладала другая тенденция. К началу 2006 года число санаторно-курортных учреждений в регионе выросло до 91, а количество баз отдыха – до 25. Существующие в крае организации значительно отличаются друг от друга уровнем оказания услуг, материально-технической базой и ценовой политикой и рассчитывают на различные целевые группы потребителей.
Однако объем рынка на сегодняшний день определить достаточно проблематично.
Александр Федяев, главный врач ООО «Санаторий-профилакторий «Алмед»:
– Объем Пермского рынка санаторных услуг я оцениваю в районе 3 млрд рублей в год, исходя из числа коек около 7 тысяч и выручки, которую приносит одна койка (в «Алмеде» койка дает около 300 тыс. руб-лей в год). Что касается емкости рынка – она все менее поддается учету. Мы можем комментировать только государственные программы. Так, в 2009 году государство финансировало через фонд соцстрахования: оздоровление детей – 19,5 млрд рублей, санаторное лечение льготных категорий граждан – 2,5 млрд рублей, долечивание после стационарного лечения – 4,7 млрд рублей. Таким образом, в расчете на 1 СКО приходится менее 15 млн рублей. Так что госзаказом обеспечено не более 20 % санаторных мощностей.
К крупным игрокам на рынке относят «Усть-Качку», «Алмед», «Демидково», «Красный Яр», «Жемчужину», «Гармонию» и несколько других, все они вынуждены остро конкурировать с СКО из соседних регионов. Александр Федяев из конкурентов – соседей Пермского края особо выделяет Башкортостан и Кировскую область. С ним солидарна и Татьяна Байцева, директор по маркетингу и продажам санатория «Демидково»: «Ярко выраженный лидер в крае по-прежнему один – курорт «Усть-Качка». По данным опроса, проведенного санаторием «Демидково» в конце 2009 года, большинство жителей Пермского края отдыхали там и знают его. В целом же рынок санаторно-курортных услуг у нас достаточно развит, есть хорошие известные за пределами Пермского края санатории. Однако есть и такие санатории, которые выживают только за счет государственных закупок, снижая цены до 500–600 рублей за сутки, гарантируя государственным заказчикам размещение людей в благоустроенных номерах, 3–5-разовое питание и лечение. Кому нужен такой обман, понятно, по-моему, без комментариев. Что же касается конкуренции – она высока. Ее создают не только санатории Пермского края, нам приходится соревноваться с коллегами соседних областей и республик. Например, с башкирскими и кировскими санаториями, которые вполне заслуженно очень популярны у жителей Пермского края».
Что же касается видов услуг, оказываемых региональными СКО, то это само санаторно-курортное лечение, а также организация корпоративных мероприятий. Однако последнее практикуется теми из санаториев, где существуют достаточно привлекательные условия для этого – инфраструктура, уровень материально-технической базы, расположение в живописных местах и т. д. Надо отметить, что практически все лечебные санатории уже давно стали многопрофильными и комплекс медицинских услуг достаточно широк.
В Пермском крае существует региональный заказ на санаторное лечение работников бюджетной сферы. «Требования к санаториям, позволяющие рассчитывать на победу в этом конкурсе, таковы, что выиграть могут либо большие санатории, либо те курортные учреждения, где вложены значительные средства в материальную базу. Остальные обречены на вымирание», сетует Татьяна Стародуб, главный врач санатория-профилактория «Гармония» НП «Жилкомсервис».

Диапазон цен на услуги санаториев достаточно высок – от 10 до 25 тыс. рублей и более за 2 недели отдыха. Есть предложения, которые превышают 100 тыс. рублей. В целом рентабельность в этом бизнесе средняя и вполне сравнима с гостиничным бизнесом.

Надежда на государство. Ключевой проблемой отрасли, по словам сразу нескольких экспертов, является недостаточная государственная поддержка и фактический уход государства с этого рынка. «Но полноценное развитие этого сектора без стабильной господдержки очень и очень затруднено, как результат санаторно-курортные учреждения все больше преобразовываются в обычные гостиничные хозяйства. Если же отрасль начнут осваивать более активно – она может стать важной частью экономики страны в целом и нашего края в частности», – рассуждает директор одного из санаториев.
Александр Федяев:
– Тенденции на нашем рынке полностью коррелируют с общими в стране. В бюджете 2010 года нет расходов на детское оздоровление, долечивание, профосмотры, эти расходы возложены на регионы. Заново изобретая велосипед, неизбежно совершаются уже устраненные ранее ошибки. Например, в свое время фонд соцстраха ушел от централизованного распределения путевок в детские оздоровительные лагеря и в последние годы предоставил возможность предприятиям самим определяться по формам оздоровления. Но нынче далеко не все предприятия смогут купить путевку в санаторный лагерь.
С г-ном Федяевым согласна и Татьяна Байцева: «Основные проблемы санаторно-курортного бизнеса в России – безразличие государства как к санаториям в частности, так и к въездному туризму в России в целом. Следует, видимо, разделить санатории южной части страны, ситуация у которых совершенно другая, как например санатории Кисловодска и остальные санатории России».
Но нельзя сказать, что рынок санаторно-курортных услуг вообще не находится в поле зрения краевых властей. Внимание уделяется в первую очередь в контексте развития туризма. Концепция целевой программы «Развитие туризма в Пермском крае» выделяет особое место лечебному туризму как «традиционно одной из главных форм туристско-рекреационной активности населения». В качестве материально-технической базы рассматривается санаторно-курортный потенциал края. Поэтому развитие лечебного туризма, в принципе, считается перспективным направлением санаторно-курортной отрасли. Но пока, признаются в отрасли, реальных шагов со стороны власти они не видят.
Борьба с турциями. Помимо недостающей поддержки со стороны государства в санаториях в качестве проблемы называют также неразвитость среднего класса в России, когда богатые предпочитают отдыхать за границей, а для бедных цены наших санаториев являются слишком высокими.
Ситуация с санаториями чрезвычайно осложнилась в период финансового кризиса, который отрасль переживала очень тяжело. Значительно возросли хозяйственные издержки санаторно-курортных организаций – выросла стоимость энергоносителей, продуктов питания и всего прочего. В то же время доход потенциальных клиентов сократился, люди начали экономить на отдыхе, сберегая средства для более насущных расходов, и спрос на услуги СКО упал. Тяжелый удар также пришелся на первый квартал 2010 года, он был связан с прекращением финансирования через фонд социального страхования. В целом спад рынка составил от 25 % до 40 % по разным санаториям, и вряд ли хоть один из них не почувствовал влияния кризиса на себе. Резко снизился спрос и на проведение корпоративных мероприятий на территориях СКО. Но полный коллапс рынку все-таки не грозит. «Рядовой житель продолжает лечиться в российских санаториях. По крайней мере в «Алмеде» в этой категории в 2009 году даже наблюдается небольшой прирост», – рассказал Александр Федяев.
Основных трендов на этом рынке два – это повышение интереса к лечебно-оздоровительному туризму в целом и развитие на этой почве SPA-услуг и технологий в частности. SPA услуги сегодня – комплекс процедур и программ, направленных на улучшение здоровья и внешнего вида с помощью водных процедур, гидромассажа, а также комплекс косметических процедур, с помощью которых можно расслабиться, позаботиться о своем теле. Также к SPA относятся фитнес-программы, диетические программы, программы регенерации и программы по омоложению кожи лица и тела. В Пермском крае SPA-услуги СКО представлены в том числе такими редкими процедурами, как радонотерапия, подводное вытяжение позвоночника. Высок спрос на гирудотерапию, спелеотерапию, очищение организма, традиционно популярно грязелечение, с открытием бассейнов получает развитие аквааэробика, одна из ведущих SPA-услуг.
Однако развитие этих трендов тормозится недостаточным количеством инвестиций в санатории-профилактории. Причем инвестиции требуются более объемные, чем в гостиничном бизнесе, а срок окупаемости существенно значительнее. Помимо постройки средств размещения (гостиницы) необходимы серьезные вложения в медицину (SPA), питание и развлечения, инфраструктуру и рекламу. «До тех пор, пока россияне будут отвозить свои деньги в Турцию и Египет, санаторно-курортный бизнес России процветать не будет. Это вопросы государственной пропаганды и популяризации отдыха в России на государственном уровне», – заключает Татьяна Байцева.
Борьба за больных

Поделиться:
Все новости компаний