Газета
 05 апреля 2010, 13:20   1669

Край спешит на помощь

Край спешит на помощь
На фоне падения сборов снижается и доходность добровольного медицинского страхования. Страховщики попали в своеобразные ножницы цен: медицинские клиники постоянно поднимают стоимость своих услуг, тогда как рост тарифов по ДМС сдерживается конкуренцией на рынке. Краевые власти хотят исправить ситуацию.

Краевая инициатива. Краевые власти намерены оказать помощь в финансировании добровольно-медицинского страхования. Такая идея прозвучала в докладе губернатора Олега Чиркунова «Социально-экономическое и политическое положение Пермского края». В ходе послания Олег Чиркунов отметил, что «основной проблемой в сфере здравоохранения является недостаточность ресурсов, направляемых на медицинское страхование, и нерациональность их использования». «Три тысячи рублей в среднем в год поступает в Фонд обязательного медицинского страхования как платеж работодателя за работника, столько же вносит краевой бюджет на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Сложно гарантировать качественную первичную медицинскую помощь за три тысячи рублей в год», – считает губернатор.
Олег Чиркунов:
– Необходимо найти пути увеличения страхового платежа. Например, софинансировать из краевого бюджета добровольное медицинское страхование, которое будут готовы осуществлять работодатели или население. Поэтапно переходить к такому добровольному медицинскому страхованию работников, в отношении которых работодателем является бюджет. Это позволит существенно увеличить объем финансирования отрасли.
Такие меры в перспективе могут помочь добровольно-медицинскому страхованию (ДМС), которое становится все более убыточным на фоне снижения объема сборов. По словам Анастасии Буевской, руководителя департамента организации личного и медицинского страхования ОСАО «Россия» (Москва), в 2009 году в среднем по рынку падение объемов сборов по ДМС относительно 2008 года составило 16 %, тогда как в течение предыдущих лет рынок ДМС ежегодно рос на 19—24 %. Впрочем, по словам Олега Барышникова, руководителя управления урегулирования убытков и стратегического планирования департамента медицинского страхования ОАО «АльфаСтрахование» (Москва), приведенная цифра отражает общую тенденцию рынка, в то время как ряд его лидеров смогли существенно увеличить объемы сборов по ДМС даже в 2009 году.
Страховщики считают, что системная поддержка отрасли со стороны властных органов может привести к развитию и расширению рынка ДМС. Игорь Лагуткин, генеральный директор Пермского филиала ОАО «Росгосстрах», приводит в пример программу утилизации старых автомобилей, когда в обмен на утиль можно получить новый автомобиль с серьезной скидкой, и сейчас количество заявок российским автопроизводителям серьезно выросло.
Эксперт «bc» полагает, что если объявленная Олегом Чиркуновым поддержка ДМС станет не просто декларацией, а приведет к разработке программы конкретных действий и мероприятий, то рынок действительно сможет начать восстановление. «Это приведет и к существенному улучшению качества медицинских услуг в Пермском крае, снижению смертности работоспособного населения, диагностике заболеваний на начальном этапе и, как следствие, к серьезному финансовому результату», – добавляет Игорь Лагуткин. Он выражает надежду на то, что очень хотелось бы увидеть со стороны краевого правительства конкретные шаги в области поддержки рынка медицинских услуг, добровольного медицинского страхования. «Однако пока мы не видим даже шагов в области разработки стратегии и концепции ДМС. Хотя лично мы готовы выступать как в роли экспертов, предоставляя всю необходимую информацию и заключения, так и в роли партнеров при реализации программы. Мы в этом очень заинтересованы», – резюмирует Игорь Лагуткин.
Снижение доходности. Кроме снижения объема сборов по ДМС страховщики столкнулись со снижением доходности этого сегмента.
Алексей Соколов, заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» (Москва), рассказывает, что одновременно со снижением объемов страховых премий выросло количество обращений в медицинские центры примерно на четверть, хотя изначально прогнозы страховщиков были на уровне 12 %. «Это поставило страховщиков, активно работающих в сегменте ДМС, в сложные условия», – констатирует собеседник «bc».
Анастасия Буевская:
– В течение последних пяти лет среднее повышение цен в прейскурантах ведущих лечебно-профилактических учреждений составило не менее 25 %, в то же время страховые компании не могли повысить стоимость программ ДМС более чем на 15 % из-за высокой конкуренции на рынке. По этим причинам бизнес ДМС с каждым годом становится все менее и менее рентабельным.
Кризис, по словам Олега Барышникова, еще больше осложнил ситуацию. «Мы наблюдали сокращение бюджетов компаний, выделяемых на страхование своих сотрудников, а также рост обращаемости застрахованных в лечебные учреждения, вызванный неопределенностью с сохранением медицинской страховки в соцпакете работодателя», – отмечает эксперт. Эти выводы подтверждаются результатами исследования, проведенного группой «Ренессанс-страхование» и компанией HeadHunter. Согласно ему более трети (35 %) опрошенных работодателей, предоставляющих своим сотрудникам соцпакет, отказались от ДМС. Число компаний, имеющих в арсенале этот пакет, в прошлом году также уменьшилось – 11 % работодателей в кризис от него вовсе отказались. Те же руководители, которые по-прежнему приобретают медицинскую страховку для сотрудников, пересмотрели свои расходы. Примерно каждый третий ужал бюджет. Согласно результатам опроса, 11 % компаний сократили затраты на ДМС за счет отдельных категорий персонала, 24 % – уменьшили стоимость страховки для всех сотрудников. Экономить удавалось главным образом за счет пересмотра списка клиник и отказа от дорогих опций.
По словам экспертов «bc», со стороны медицинских учреждений наблюдаются случаи гипердиагностики и неоправданных медицинских назначений, что связано с их желанием сохранить уровень своих доходов. Такой вывод подтверждается цифрами: «В 2009 году мы наблюдали интереснейший феномен. Стоимость услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями, за очень малым исключением, не увеличивалась и осталась на уровне 2008 года. Но в то же время средняя стоимость пролеченного клиента в тех же самых медицинских учреждениях выросла на 30 % и более», – констатирует Анастасия Буевская. Впрочем, по оценкам Олега Барышникова, медицинская инфляция в 2009 году составила 10–12 %.
Одновременно, по его словам, страховые тарифы по ДМС оставались на уровне 2008 года, а в отдельных случаях, если речь шла о возможности сохранить в клиентском портфеле страховщика очень крупного клиента, и понижались.
В результате действия всех названных факторов произошло существенное снижение доходности ДМС. По оценкам Олега Барышникова, коэффициент убыточности страховых операций страховщиков в 2009 году в целом по рынку вырос на величину порядка 20 %.
В этой ситуации страховщики, имеющие аффилированные клиники, получили существенное конкурентное преимущество в сегменте ДМС. Эксперты «bc» отмечают, что собственные клиники позволяют страховым компаниям контролировать уровень сервиса, предлагаемый клиентам, а также оптимизировать свои затраты и тарифы.
Этот тезис подтверждается опытом Группы «АльфаСтрахование» (в течение прошлого года ею были открыты клиники сети «Альфа-Центр Здоровья» в Перми и Кирове).
Олег Барышников:
– Данная мера позволяет улучшить показатели страховой компании по добровольному медицинскому страхованию. «Внутренние» тарифы таких клиник для ДМС своей страховой компании и для сторонних клиентов отличаются, что дает конкурентное преимущество страховщику, открывшему собственную клинику.
По мнению Анастасии Буевской, создание собственного медицинского центра страховщика обосновано в любом случае, однако если для небольшой страховой компании оптимальным является создание компактной мобильной системы личных врачей, то для лидеров рынка ДМС – открытие одного или нескольких многопрофильных медицинских центров.
Отбеливание зубов - лучшее решение для красивой улыбки

Поделиться:
Все новости компаний