Газета
 05 апреля 2010, 13:20   1569

Воротнички за рулем

Воротнички за рулем
Клиенты такси смирились с кризисом и снова стали пользоваться услугой. А в таксомоторных компаниях теперь более лояльны к пассажирам.
Автор: Кирилл Перов

Отрасль таксомоторных перевозок Перми сегодня, несмотря на кризис, считается развивающейся и привлекательной для инвесторов. Компании не имеют недостатка ни в кадрах, ни в клиентах. Однако нюансы развития делают сегмент сложным для входа новых игроков.
Трудно посчитать. По оценкам экспертов, в Перми постоянно действуют порядка 20–25 крупных таксомоторных компаний. Общее число фирм-извозчиков может достигать 100 единиц, считает директор «Hyundai-Такси» Павел Султанаев. Как полагает представитель компании «Зеленоглазое такси», за «костяком» рынка держатся «однодневки», отследить появление которых крайне сложно ввиду постоянной ротации. «Как правило, это маленькие компании, появление и уход которых рынок обычно не замечает», – считают в «Зеленоглазом такси». Директор «Твое такси» Марат Насыров согласен, что процесс прироста и убыли количества игроков перманентен, но пул старожилов не менялся уже несколько лет. «Это такой же нормальный бизнес, как все остальные, – если сюда приходят, чтобы быстро заработать, то быстро пропадают», – комментирует г-н Насыров.
Как сообщили «bc» в Пермьстате, комплексного учета рынка таксомоторных перевозок в крае и городе не ведется. «С момента ликвидации муниципальных автотранспортных предприятий и передачи отрасли в руки бизнеса в статистику входят только автобусные перевозки», – пояснили в отделе по учету транспортных перевозок. По словам представителя ведомства, в 2011 году будет проведен обзор всех малых предпринимателей Перми, куда отдельной статьей войдут компании с видом деятельности «таксомоторные услуги».
Цена или качество. Средняя цена поездки в такси в Перми составляет 100 рублей за 5 километров, сверх этого расстояния – 10–15 рублей за каждый последующий километр. Для отдаленных районов действуют свои тарифы, причем наличие в данных территориях «местных» компаний полностью сняло проблему трудности при заказе машины в Закамск или на Гайву. «Конечно, цена на такую поездку выше, но сегодня никто не отказывается ехать в отдаленные районы, как это было у некоторых компаний раньше», – комментируют в «Зеленоглазом такси».
Относительно темпов прироста рынка эксперты сходятся во мнении, что отрасль привлекает инвесторов не меньше, чем до кризиса, однако главным инструментом входа игроков на рынок по-прежнему является демпинг. «Новые компании растут, как грузди. Причем цены выставляются такие низкие, что на автобусе дороже ездить», – комментирует Павел Султанаев. Директор «Твое такси» уверен, что новые компании не могут предложить ничего, кроме низких цен. «Вопреки расхожему мифу, использовать «убитые» машины в качестве такси – иномарки старше 5 лет и отечественные авто старше 3 лет – запрещают правила перевозок. Но новички допускают это, снижая цены до запредельного уровня. Отсутствие же лицензирования и контроля в данной сфере на руку нарушителям», – рассказывает г-н Насыров.
По оценкам крупных игроков, сегодня клиенты все более задумываются не о цене поездки, а о безопасности. «Есть компании, которые пытаются решить все свои проблемы низкими ценами. А есть те, кто дорожит репутацией. Так и клиенты – одни дорожат своим здоровьем, другим лишь бы уехать, а доедут ли – все равно», – рассуждает руководитель «Твое такси». По мнению Павла Султанаева, сегодня все понимают, что демпинг – не решение задачи увеличения клиентского потока. «В конечном итоге дискаунтеры только «портят» рынок и себе, и добросовестным компаниям», – полагает эксперт. Представитель «Зеленоглазого такси» убежден, что круг постоянных клиентов останется верен стабильной компании. «Сегодня люди начинают ценить качество во всем, в том числе и в таксомоторных перевозках», – считают в компании.
Аналитики Центра деловой информации полагают, что в этих словах есть изрядная доля лукавства: «Лишь единицам клиентов при вызове такси придет в голову поинтересоваться уровнем безопасности, для абсолютного большинства вопрос цены является единственным. Компаниям, занимающим основную доля рынка, выгодно подчеркивать, что главное – не цена, а безопасность, и противопоставлять эти элементы таксомоторного бизнеса, формируя вокруг небольших игроков соответствующий имидж».
Кадры и кадровая политика. Как правило, в крупные фирмы-такси сегодня берут водителей не младше 25 лет с водительским стажем не менее 5 лет. Помимо желания компаний обеспечить более высокий уровень безопасности перевозок тенденция продиктована также тем, что молодежь лучше разбирается в технических новинках – например, распределении заказов по специальной программе через Интернет. (По оценкам самих игроков, рации сегодня применяют только таксисты пожилого возраста.) Кроме того, наниматели отслеживают уровень сервиса шоферов. «Стараемся следить за качеством обслуживания – чтобы не включали громко музыку, не курили в салоне», – поясняют в «Зеленоглазом такси». Все диспетчерские службы крупных компаний имеют свои телефоны доверия для пассажиров. Также используется выезд руководства на линию в качестве таксиста. «Сразу понятно, что думают о твоей фирме сами клиенты», – поясняет практикующий такие методы Марат Насыров.
Из банкиров – за руль. Еще одна черта рынка – приток непрофессиональных кадров, вызванный сокращениями в период кризиса. По оценкам в «Зеленоглазом такси», до 40 % новых сотрудников – «бывшие топ-менеджеры на красивых дорогих машинах». Марат Насыров говорит об особой востребованности таких кадров. «Как правило, «белые воротнички» мы ставим на облуживание постоянных контрактов с учреждениями. Бывшие руководители среднего звена «за баранкой» востребованы в силу своего более высокого уровня образования, навыков общения», – рассказывает г-н Насыров. Напротив, в «Hyundai-такси» с явлением вчерашних менеджеров за рулем не сталкивались. «В нашей компании такого нет», – уверяет Павел Султанаев.
Редактор автораздела портала 59.ru Дмитрий Жебелев, который в свое время работал таксистом на личном автомобиле, аргументирует такой выбор следующим образом: «Плюсы такси в качестве дополнительного заработка – свободный график, нетребовательность к особым профессиональным навыкам, мгновенность получения денег. Чтобы работать, нужны лишь машина и права». В то же время г-н Жебелев согласен, что существует риск для понижения самооценки вчерашнего топ-менеджера. «Заниматься извозом сейчас вынуждены и банкиры, и доктора наук, и бизнесмены. Общественное мнение склонно относиться к этому со снисходительной улыбкой», – констатирует эксперт.
Ждать не хотят. Проблема конкуренции среди таксистов осложняется выросшим уровнем ожиданий клиентов. Большой выбор диспетчерских телефонов позволяет не ожидать заказанную машину. Однако «бумы» по-прежнему приходятся на вечера субботы и пятницы, а также на период экстремальных погодных условий, например морозов. «В экстремальную погоду приходится привлекать сторонних водителей, в обычные периоды, даже в пиковые часы, обходимся собственными силами», – комментируют в «Зеленоглазом такси».
Марат Насыров отмечает, что два года назад в связи с ростом конкуренции у «Твоего такси» отмечался отток клиентов, уровень которого достиг 50 %. «Но в итоге клиенты все равно вернулись, хотя цена не менялась, а преимущества остались такими же – короткий срок подачи автомобиля и вежливые водители», – рассказывает эксперт. В ряде компаний для повышения лояльности применяют различные маркетинговые ходы, например, каждая 10-я поездка предоставляется бесплатно. Однако некоторые игроки не видят смысла в дисконтах. Как считает Павел Султанаев, в формировании постоянного круга пассажиров такси «нет смысла». «Все подарки, акции не имеют значения, если услуга не предоставляется на должном уровне качества», – говорит директор «Hyundai-Такси».
В целом эксперты сходятся во мнении, что рынку таксомоторных перевозок необходим контроль для дальнейшего развития. «Сообщество крупных компаний готово на диалог с властями города, дело за первыми шагами от администрации», – отмечает Марат Насыров.
Воротнички за рулем

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний