Политика
 03 апреля 2010, 11:10   1837

ОБЗОР СВЕЖЕГО НОМЕРА ГАЗЕТЫ «BUSINESS CLASS» № 12 (277) ОТ 05 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА


ИНВЕСТИЦИИ ПОДОЖДУТ
Теперь даже при строительстве одного здания инвесторам придется разрабатывать проект планировки целого квартала. Первый опыт показал: договориться собственникам, чьи земли расположены в пределах одного квартала, будет крайне сложно.
На минувшей неделе в администрации Перми состоялось заседание градостроительного совета, после которого стало ясно: компаниям, которые хотят строить на территории Перми, к расходам на реконструкцию/строительство инженерной инфраструктуры, объектов социального назначения придется добавить еще одну графу – разработка проектов планировки кварталов. «В 2005 году мы пришли на градостроительное пепелище. Сейчас у нас нет ни Генплана, ни красных линий, ни проектов планировки», - начал заседание глава города Игорь Шубин. До сих пор власти объявляли конкурс на разработку проектов планировки тех или иных территорий, и эти работы оплачивались из городского бюджета. Теперь ситуация изменилась. Во время заседания председатель градсовета Игорь Шубин напомнил архитекторам о новом правиле: «Предлагая свой проект на рассмотрение градсовета, инвесторы должны представить проект планировки всего квартала, в которой он расположен». Такое решение связано с новой градостроительной политикой и идеей, которая вытекает из голландского мастер-плана: при создании концепции застройки кварталов необходимо двигаться от общего к частному. 
Первый опыт работы по такому правилу оказался крайне неудачным. Сразу три архитектурных сообщества представили свои работы на суд членов градсовета. Все проектируемые объекты расположены в одном, 137-м, квартале, ограниченном улицами Пушкина, Куйбышева, Луначарского и Комсомольским проспектом. В итоге архитектор ЗАО «Вузпроект» Владимир Кондауров, архитектор Мендель Футлик и архитектор проектно-строительной фирмы «Финист» Юрий Пинягин представили сразу три проекта планировки этого квартала, между которыми были значительные расхождения. Общее было лишь в одном: во всех трех работах квартал был разделен на три кластера. Однако застраивать их предлагалось совершенно по-разному. 
В итоге проектировщикам был дан совет — создать творческий коллектив, который выработает общий подход к подготовке проекта планировки. Однако после заседания сами члены градсовета высказали мнение, что создавать проекты планировки силами инвесторов будет достаточно сложно, поскольку даже в пределах одного квартала зачастую сталкиваются интересы многих собственников. 
Пермские строительные компании предпочли отклониться от прямого ответа на просьбу корреспондента «bc» прокомментировать «новое правило».   Однако генеральный директор ОАО «Камская долина» Андрей Гладиков заявил, что их компания готова работать в этом направлении только на компенсационной основе. Игорь Шубин в свою очередь высказал мысль, что инвесторы представленных на градсовете трех проектов могут подождать, пока будет разработан качественный проект планировки, поскольку сроки их не поджимают.
 
ЦЕНА ПРОТИВ КАЧЕСТВА
Оценщики недовольны проведением госзаказов в отрасли. Снижение начальной стоимости контракта доходит до 20 раз. «Это за гранью рентабельности», - говорят в компаниях.
По оценкам экспертов, более чем в половине торгов в рамках муниципальных и государственных заказов в сфере аудита и оценки выигрывают компании, которые готовы выполнить контракт за сумму намного ниже минимальной рыночной цены.
Специалисты в области оценки привели ряд показательных, по их мнению, примеров из госзаказов, прошедших в недавнее время. К примеру, 15 марта состоялись аукционы, предметом которых является оказание услуг по определению рыночной стоимости жилых помещений, находящихся в Березниках.
По одному из лотов, начальная (максимальная) цена контракта была равна 336 тыс. рублей, контракт предусматривал оценку стоимости 90 квартир. Победителем в итоге стала компания «УралПрофОценка», готовая выполнить работы за 16,8 тыс. рублей, второе место заняла «Терра-оценка» с 20,2 тыс. рублей. Таким образом, на оценку одной квартиры компания-победитель затратит порядка 180 рублей.
По словам экспертов, по минимальной рыночной цене оценка одной квартиры требует затрат порядка 2 тыс. рублей.«Мы регулярно проводим мониторинг рынка закупок. За 3—4 года максимальное падение цены контракта составляло 4—5 раз, но снижения стоимости контракта в 20 раз мы еще не наблюдали», - рассказывает генеральный директор аудиторской компании «Инвест-Аудит» Егор Чурин.
Специалисты в области оценки считают, что повлиять на сложившуюся ситуацию может лишь изменение федерального законодательства в части госзакупок. Егор Чурин утверждает: «Ненормальна ситуация, когда основной критерий оценки победителя в конкурсе приходится на стоимость услуги (80 %), отдавать предпочтение этому показателю при оказании профессиональных услуг неправильно». С ним солидарен Тимур Шарипов, председатель Пермского краевого партнерства Российской коллегии оценщиков. По его мнению, соотношение стоимости и качества услуг должно кардинально поменяться и как минимум 70 % должно приходиться на качество услуги. Тимур Шарипов добавляет, что если в области поставок продукции соотношение 80:20 еще приемлемо, то при оказании услуг — нет. Собеседники «bc» уверены, что особенно в области оценки и аудита не стоит исходить из стоимости услуг, поскольку дешево ­ не значит качественно.
 
ЖАЛОБА НА ВЕРХ
Вкладчики «РичБрокерСервис» намерены направить жалобу Владимиру Путину и в Генпрокуратуру о бездействии следствия по делу в отношении компании. Даже активность руководства в возвращении долгов их не радует.
Вкладчики компании «РичБрокерСервис» подготовили жалобу в Генеральную прокуратору России на имя Юрия Чайки, в которой обвиняют следователей, связанных с расследованием уголовного дела № 1814, в бездействии (копия документа имеется в распоряжении «bc»). Это уголовное дело возбуждено в отношении Ярослава Иванцова, президента «РичБрокерСервис», по факту мошенничества, а именно создания одноименной финансовой пирамиды, которая рухнула в конце 2008 года.
В сообщении, которое будет направлено в Генпрокуратуру, сказано, что в ходе самостоятельного поиска были найдены пострадавшие от действий РБС в семи городах России, однако дело заведено только в Екатеринбурге, где следствие идет полным ходом. «В печати и открытых источниках следственные органы обращаются к пострадавшим с просьбой дать показания. В Перми в свою очередь с июля 2009 года нет ни одного сообщения в местных СМИ о данном деле, нет информации о том, что следствие ищет пострадавших по нему», - говорится в жалобе.
Вкладчики РБС обратились за помощью и в иные организации, к примеру, в общественную приемную председателя партии «Единая Россия» Владимира Путина. Под коллективным обращением подписались 17 человек, которым РБС в общей сложности должно более 22 млн рублей. На данный момент общие долги «РичБрокерСервис» составляют порядка 130 млн рублей, лично Иванцова — 70 млн рублей, говорится в сообщениях на сайте сообщества пострадавших от действий компании и ее президента. В обращении Путину говорится о том, что структуре РБС удалось привлечь от населения 600 млн рублей.
Для отстаивания своих интересов вкладчики «РичБрокерСервис» 1 апреля учредили межрегиональную общественную организацию «Комитет по защиты прав вкладчиков структур «РичБрокерСервис» и Ярослава Иванцова». Теперь они надеются на то, что у них появится возможность встречаться с представителями власти, партий, и теперь они могут рассчитывать на то, что их заметят.
 
НАВЕЛИ МОСТЫ
«Мостотряд 123» и «Пермдорстрой» могут заключить мировое соглашение. Но субподрядчик все-таки подготовил новые иски в арбитраж.
На минувшей неделе стало известно, что ЗАО «Уралмостострой (Мостотряд №123)» и ОАО «Пермдорстрой» готовятся заключить мировое соглашение. Напомним, месяц назад «Мостоотряд 123», имеющий субподряд на строительстве дороги Стахановская — Ива, заявил о возможном прекращении работ в связи с большой задолженностью генподрядчика. Тогда заместитель генерального директора компании Юрий Истягин рассказал, что «Пермдорстрой» фактически не производит оплату выполненных и принятых работ. По словам г-на Истягина задолженность «Пермдорстроя» перед субподрядчиком составила порядка 300 млн рублей. Генеральный директор холдинга Ucon Group Сергей Пантелеев со своей стороны описал ситуацию следующим образом: «В декабре 2008 года при заключении договора субподряда на строительство перехода «Стахановская – Ива» сторонами был заключен договор и утверждена сметная документация. Однако в процессе строительства компания «Мостоотряд 123» стала выставлять счета, увеличивая стоимость работ во внедоговорном порядке».
На прошлой неделе Юрий Истягин рассказал, что оппоненты должны были договориться до 25 марта. Однако стороны до сих пор не пришли к общему решению. Сейчас они готовят дополнительное соглашение, которое планируется заключить до 9 апреля – даты, на которую назначено следующее заседание в арбитражном суде.
 
ВОРОТНИЧКИ ЗА РУЛЕМ
Клиенты такси смирились с кризисом и снова стали пользоваться услугой. А в таксомоторных компаниях теперь более лояльны к пассажирам.
Отрасль таксомоторных перевозок Перми сегодня, несмотря на кризис, считается развивающейся и привлекательной для инвесторов. Компании не имеют недостатка ни в кадрах, ни в клиентах. Однако нюансы развития делают сегмент сложным для входа новых игроков.
По оценкам экспертов, в Перми постоянно действуют порядка 20–25 крупных таксомоторных компаний. Общее число фирм-извозчиков может достигать 100 единиц, за «костяком» рынка держатся «однодневки», отследить появление которых крайне сложно ввиду постоянной ротации.
Средняя цена поездки в такси в Перми составляет 100 рублей за 5 км, сверх этого расстояния – 10–15 рублей за каждый последующий километр. Для отдаленных районов действуют свои тарифы, причем наличие в данных территориях «местных» компаний полностью сняло проблему трудности при заказе машины в Закамск или на Гайву.
Относительно темпов прироста рынка эксперты сходятся во мнении, что отрасль привлекает инвесторов не меньше, чем до кризиса, однако главным инструментом входа игроков на рынок по-прежнему является демпинг.
Как правило, в крупные фирмы-такси сегодня берут водителей не младше 25 лет с водительским стажем не менее 5 лет. Помимо желания компаний обеспечить более высокий уровень безопасности перевозок тенденция продиктована также тем, что молодежь лучше разбирается в технических новинках – например, распределении заказов по специальной программе через Интернет.
Еще одна черта рынка – приток непрофессиональных кадров, вызванный сокращениями в период кризиса. По оценкам в «Зеленоглазом такси», до 40 % новых сотрудников – «бывшие топ-менеджеры на красивых дорогих машинах». Марат Насыров говорит об особой востребованности таких кадров. Напротив, в «Hyundai-такси» с явлением вчерашних менеджеров за рулем не сталкивались.
Проблема конкуренции среди таксистов осложняется выросшим уровнем ожиданий клиентов. Большой выбор диспетчерских телефонов позволяет не ожидать заказанную машину. Однако «бумы» по-прежнему приходятся на вечера субботы и пятницы, а также на период экстремальных погодных условий, например морозов.
В целом эксперты сходятся во мнении, что рынку таксомоторных перевозок необходим контроль для дальнейшего развития. «Сообщество крупных компаний готово на диалог с властями города, дело за первыми шагами от администрации», – отмечает Марат Насыров. 
 
КЛИЕНТ В ОНЛАЙН
Несмотря на то, что банки массово предлагают услугу интернет-банкинга, среди клиентов большой популярностью она пока не пользуется. Однако в 2009 году многие банки зафиксировали рост подключения к интернет-банкингу. Эксперты считают, что услуга станет такой же популярной, как и платежные системы.
По данным Главного управления Банка России по Пермскому краю, по состоянию на 1 января 2010 года из 54 кредитных организаций, оказывающих услуги по расчетно-кассовому обслуживанию физических и юридических лиц, 39 предлагают своим клиентам и интернет-банкинг. Однако, несмотря на высокий уровень предложения, услуга пока не пользуется высоким спросом со стороны клиентов.
Хотя банки отмечают, что количество пользователей интернет-банкинга в 2009 году выросло. К примеру, в Промсвязьбанке говорят о росте в 3,5 раза, в ВТБ 24 - в 2 раза, в Райффайзенбанке практически на четверть. В Промсвязьбанке отмечают, что чаще всего клиенты пользуются такими сервисами, как оплата мобильной связи, доступа в Интернет, коммунальных платежей.
По словам Татьяны Галкиной, начальника отдела вкладов и расчетов населения банка, Западно-Уральского банка Сбербанка России, в 2009 году число активных пользователей услуги «Сбербанк ОнЛ@йн» достигло 50 тысяч.
Несмотря на существенный рост в 2009 году, интернет-банкинг пока широко не распространен. По информации Главного управления Банка России по Пермскому краю, в 2009 году количество платежных карт в регионе возросло по сравнению с 2008 годом на 9,6 % и составило 1,6 млн карт. При этом доля карт, по которым осуществлялись операции, составила 60,9 % от общего количества выданных карт. «Таким образом, даже если предположить, что все владельцы счетов, которым предоставлен доступ к счетам через Интернет, являются владельцами карточных счетов, количество пользователей интернет-банкинга среди владельцев пластиковых карт не превышает 6 %», - поясняют специалисты регулятора рынка.
Представители банковского сообщества видят тому несколько причин. Игорь Мерзлов, управляющий операционным офисом «Прикамский» Банка «Сосьете Женераль Восток» в Перми, говорит, что услуги интернет-банкинга стали доступны потребителям сравнительно недавно и для их внедрения в повседневную жизнь необходимо время.
Игорь Мерзлов:
- Наибольшая концентрация потребителей интернет-банкинга наблюдается в центре России. Это связано с наличием более доступного интернет-покрытия, а также более высокого уровня финансовой грамотности потребителей и их вовлеченности в общую онлайн-среду, где интернет-банкинг соседствует с виртуальными магазинами, оплатой услуг через Интернет и другими удаленными сервисами. В регионах же не всегда удается обеспечить такой же высокий уровень доступа клиентов к Интернету.
Специалисты Западно-Уральского банка Сбербанка подчеркивают актуальность и перспективность услуги. По словам Татьяны Галкиной, рынок интернет-банкинга имеет большой потенциал, поскольку в России, в том числе и в регионах, Интернет становится все более доступным и популярным.
Из данных Главного управления Банка России по Пермскому краю следует, что в 2009 году на территории Пермского края было совершено 56,5 млн операций по картам на сумму 162,7 млрд рублей. По сравнению с 2008 годом количество операций возросло на 15,9 %, а их объем снизился на 4,2 %. При этом операции по снятию наличных денег в 2009 году составили 68,3 % по количеству и 93,5 % по объему.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний