Газета
 22 марта 2010, 13:20   975

Кинематограф самураев

Акира Куросава превратил князя Мышкина в японского солдата, побывавшего в советском плену.
Автор: Кирилл Перов

Сегодня вечером в киносалоне «Премьер» начинает работу Неделя японского кино. Событию предшествовала большая подготовка, сотрудники Пермской синематеки вели поиск фильмов, переговоры с московскими дистрибьюторами о прокате редких кинокартин. В результате получилась программа, представляющая как современную кинокультуру Японии, так и золотой фонд японской кинематографии.
В тематическом блоке «Кино-образы современной Японии» особое внимание привлекает фильм «Надувная кукла», снятый в 2009 году и в Перми не демонстрировавшийся. В прошлом году фильм попал в конкурсную программу Каннского фестиваля и вызвал целую волну публикаций. Режиссер Хирокадзу Корэ-Эда сделал нечто вроде современной притчи, полной метафор, в которой он рассказывает историю надувной куклы. Эта секс-игрушка используется хозяином по прямому назначению, но, когда он уходит на работу, кукла оживает, выходит на улицу, заходит в магазин и влюбляется в продавца. А дальше события развиваются трагически, но при этом фильм оставляет светлое впечатление.
Еще один тематический блок – «Классика японского кино» – представляет знаменитые эротические драмы: «Империя чувств» и «Империя страсти», которые режиссер Нагиса Осима снял в конце 70-х годов прошлого века. По смыслу к ним примыкает и фильм «Легенда о Нараяме» режиссера Сехей Имамуры. Все фильмы увенчаны призами Каннского и других фестивалей, но все они предназначены только для взрослых. С детьми можно сходить на фильм совместного производства СССР и Японии, снятый в 1990 году. Рассказывает он о судьбе японского охотника, волею судеб попавшего в Сибирь в начале прошлого века, и о его дружбе с прирученным волком. У фильма только одно достоинство – он снимался в окрестностях Перми: в Хохловке и Нижних Муллах.
В этом году отмечается 100-летие со дня рождения киноклассика – режиссера Акиры Куросавы и 90-летие со дня рождения Тосиро Мифуне, самого известного актера японского кино. Талантливый артист Тосиро Мифуне снимался во многих фильмах Акиры Куросавы, и их творческому тандему посвящен центральный блок Недели японского кино, который организаторы назвали «Школа двух небес».
Средневековый мастер фехтования Миямото Мусаси когда-то создал технику, позволяющую самураю биться двумя мечами сразу, и назвал ее «Школа двух небес» (или «Школа двух мечей»). Концептуальное название подчеркивает значение творческого содружества Акиры Куросавы и Тосиро Мифуне. За полтора десятилетия совместной работы были созданы фильмы, навсегда вошедшие в фонд мировой киноклассики. Пермские зрители вновь смогут посмотреть «Семь самураев», «Телохранитель», «Расемон». Смогут увидеть пермяки и такую редкость, как экранизация русской классики в постановке Акиры Куросавы. Это фильмы «Идиот» по роману Достоевского и «На дне» по пьесе Максима Горького.
Японские режиссеры театра и кино известны своим пристрастием к постановке русской классики. При этом считается, что им, а не европейцам удается лучше всего показать метания и страдания русской души. Это в полной мере относится и к «Идиоту» в версии Акиры Куросавы.
Действие романа перенесено в Японию, начало 50-х годов, когда страна восстанавливалась после Второй мировой войны. Из плена на свою родину – остров Хоккайдо возвращается Камеда (князь Мышкин). В плену он был приговорен к расстрелу, но на месте казни приговор был отменен (режиссер намеренно проводит параллель с судьбой самого Достоевского), и это потрясение меняет его взгляд на жизнь и на людей. На пароходе Камеда встречает Акама (Рогожина), которого играет Тосиро Мифуне.
«То, что удалось сделать Куросаве в 1951 году в далекой Японии, на мой взгляд, не удалось превзойти никому. Ни Пырьеву, ни Бортко, хотя его сериал мне очень нравится, – рассказывает Анна Сидякина, программный директор Пермской синематеки. – Он собрал потрясающий актерский состав. Особенно интересен образ Настасьи Филипповны. Русские актрисы играют обычно либо стареющую кокотку, либо истеричную девушку, а Куросава показал оскорбленную девочку. И японской актрисе удалось это сыграть».
Гениальному японскому режиссеру удалось визуализировать в картине все те треугольники судеб и взаимоотношений, на которых построен роман Достоевского. В сцене, когда Камеда впервые видит портрет Настасьи Филипповны, они вместе с Акамой останавливаются у витрины фотоателье. Внизу кадра – две мужские фигуры, справа и слева, а в центре – как в вершине треугольника – фотография красавицы. И подобные геометрические решения проходят через весь фильм.
Действие фильма «На дне» происходит не в русской ночлежке начала прошлого века, а в Японии в эпоху позднего феодализма. Режиссер почти не изменил текст Горького, но придал социальной драме сатирический оттенок. В роли Васьки Пепла снялся Тосиро Мифуне.
Неделя японского кино будет проходить с 22 по 28 марта в семи залах киносалона «Премьер».
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний