Газета
 22 марта 2010, 13:20   1502

Кукурузная история

Кукурузная история
Сергей Стаканов объявил холодную войну главной темой своего нового романа-комикса.

Пермский художник и писатель Сергей Стаканов познакомил пермскую культурную общественность с отрывками из своего нового романа-комикса «Кукурузный Кеннеди».
Уже по названию становится понятно, что исторический отрезок времени действия романа включает в себя период холодной войны и последующего противостояния двух ядерных держав: США и СССР. Соответственно, действующими лицами являются Джон Кеннеди, Хрущев, Дин Рид, Мэрилин Монро и многие другие исторические личности. Но не стоит обольщаться, писатель Стаканов остается верен себе и продолжает хулиганить и эпатировать читателей, создавая очередное социально-фантастическое творение, в котором действие легко переносится из далекого прошлого в запредельное будущее.
И в этот раз герои его романа-комикса взяты не из реальной истории, а из народной мифологии, из советской речевой стихии, поэтому и носят соответствующие имена – Джон Петрович, Машка Монро. Замешано все это на тех долгоживущих историях (типа экспедиции немецких нацистов на Тибет в поисках Шамбалы), которые десятилетиями передаются из уст в уста как нечто невероятное, потом становятся предметом обсуждения в прессе – сначала в желтой, а затем научной, пока наконец не выясняется, что все это чистая правда. А значит, следует серьезнее отнестись к той главе романа-комикса, в которой наши современники-пингвины в Антарктиде (где до сих пор ищут последнюю ставку Гитлера) высиживают яйца с будущими участниками будущей Берлинской Олимпиады.
Интересно, что сам Сергей Стаканов, родившийся в 1970 году, не застал того времени, которое описывает в «Кукурузном Кеннеди». Не было в его жизни ни шипящих по ночам приемников, терзаемых в попытках поймать радиоголоса капстран, ни повального увлечения книжками про разведчиков, изданных на плохой бумаге и скупо оформленных черно-белыми рисунками с утрированно злобными лицами шпионов и напряженными фигурами советских пограничников. Примерно в этом же стиле сделаны рисунки «Кукурузного Кеннеди», что несколько необычно для творчества Сергея Стаканова. Прежде все его художественные проекты были многокрасочны, а временами художник использовал технику коллажа. Сам Сергей Стаканов признает, что аскетичность черно-белых рисунков его романа-комикса продиктована желанием самовыразиться в новом для себя художественном формате. При этом стиль книжной графики
60–70-х годов прошлого века оказался наиболее близок его творческим поискам.
Роман-комикс «Кукурузный Кеннеди» – это тот случай, когда его недостатки являются продолжением его достоинств. Вряд ли новое творение Сергея Стаканова обретет большое количество читателей просто из-за того, что сегодня не так много людей помнят особенности политических моментов холодной войны. Из них еще меньшее количество способно адекватно оценить сюжет, скажем, про то, как Маша (то есть Мэрилин) Монро решила постряпать пирожки для своих гостей – братьев Кастро, да не заметила, как уронила в поднимающееся тесто ключик от ядерного чемоданчика. Ключик она взяла у Джона Кеннеди, потому что он хранил в чемоданчике еще и свой смокинг. Столь вольное обращение с историческими фактами для многих людей вещь неприемлемая, особенно в нашей стране, где история все еще служит поводом для общественных и политических конфликтов.
Фраза «человечество смеясь расстается со своим прошлым» сказана не про Россию и тем более не про Пермь. Впрочем, Сергей Стаканов уже привык к тому, что в родном городе его творчество интересует лишь ценителей-интеллектуалов. В основном его работы получают признание в столицах нашей родины. Так свой художественный проект «V.R» («Вера Русская») Сергей Стаканов представлял в Государственном центре современного искусства Москвы в рамках 2-й Московской биеннале. В 2007 году проект «V.R» также экспонировался в столице на выставке «Новый ангеларий» наряду с произведениями Ильи Кабакова и Зураба Церетели. В конце прошлого года в Санкт-Петербурге в галерее «Борей» прошла выставка «Загробный шопинг», на которой Сергей Стаканов представил серию плакатов. Вот и «Кукурузный Кеннеди», скорее всего, будет напечатан в Санкт-Петербурге, предварительная договоренность об этом у автора уже есть. Сейчас идет поиск формы, возможно, это будет не книга, а набор неформатных открыток с рисунками и текстами. Работу над текстом Сергей Стаканов планирует закончить летом этого года.
 

Поделиться:
Все новости компаний