Газета
 08 марта 2010, 13:20   2081

В позитивном пространстве

В позитивном пространстве
Актриса Алиса Хазанова – о спокойствии пермяков, новой культурной волне и провокациях театра «Сцена-Молот».

Алиса, до работы над спектаклем «Агата возвращается домой» Вы были знакомы с Пермью? Знали что-нибудь о ней?
– Я была у вас осенью 2009 года на фестивале «Территория». Участвовала в читках немецких пьес, которые режиссеры ставили на различных городских объектах. Собственно, это и был мой первый приезд в Пермь. И мне тогда очень понравилось в городе. Во-первых, вокруг было очень много молодежи, творческих людей – все это создавало ощущение сплошного, спонтанного творчества вокруг. Во-вторых, мне понравились пермяки: они все какие-то спокойные, не то что москвичи, которые живут так, словно постоянно находятся в стрессе. В Перми все спокойнее, и это приятно. В-третьих, мне удалось посмотреть все спектакли фестиваля – так что первое впечатление от Перми у меня было замечательное.
Было ли ощущение, что и вне фестиваля это театральный город?
– Разумеется. Мне кажется, с этим даже нельзя спорить – это факт. У меня балетное образование и опыт работы в Большом театре, поэтому в подкорке сидит информация о том, что в Перми очень сильное балетное училище и глубокая балетная традиция. Конечно, это город с богатой культурной жизнью.
Долго ли Вы думали над предложением сыграть в пермском театре?
– Нет, думала недолго, потому что мне очень понравилась сказка, по которой поставлен спектакль. Сразу захотелось работать с этим материалом, несмотря на то что он достаточно сложный. Единственное, что меня заботило, – это как организовать свою жизнь, чтобы не оставлять в Москве надолго своих маленьких детей. Но это был вопрос организации, который нам удалось решить успешно. Я не жалею, что справилась со всем и поработала в Перми. Там я занималась только работой, и это очень помогло рабочему процессу.
А другие спектакли театра «Сцена-Молот» Вы за это время успели посмотреть?
– Я успела посмотреть только три поэтических спектакля. Этот жанр мне знаком, потому что в Москве тоже проходят поэтические вечера, и я сама в них неоднократно участвовала.
Что думаете о самом театре?
– Мне очень понравилось, как устроен театр «Сцена-Молот». Там все очень правильно сделано, начиная с фойе и заканчивая зрительным залом. Конечно, есть еще моменты, которые нужно доводить до ума, как на любой новой площадке. Но в целом это очень позитивное пространство.
Спектакль «Агата возвращается домой» нравится практически всем. Насчет других спектаклей «Сцены-Молот» мнения публики расходятся. По-вашему, это нормальная ситуация для нового театра?
– Я думаю, абсолютно нормальная. Тем более что речь идет о современной драматургии, а она вообще всегда вызывает полярные мнения. Но это, наверное, и замечательно: идет дискуссия, ведутся споры – значит, мало кто остается равнодушным. Равнодушие – это вообще самое страшное для искусства, что только может быть. «Сцена-Молот», конечно, идет на некоторую провокацию, но она только на пользу театру, потому что заставляет зрителей думать о вещах, о которых они обычно не думают: либо у них нет на это времени, либо им неприятно, либо просто не хочется утруждаться. Но, мне кажется, лучше все-таки, когда умы взбудоражены.
Если Вам предложат роли в других спектаклях этого театра, согласитесь?
– Без сомнения. Я очень люблю свою работу и, в принципе, творческих людей, а «Сцена-Молот» для меня – это как раз место концентрации людей творческих, ищущих новые формы выражения. Другое дело, что всегда возникает вопрос, связанный с организацией рабочих графиков, но это решаемо. Посмотрим.
Пермские зрители волей-неволей сравнивают Ваше исполнение и игру Алены Котовой. Все, кто смотрел спектакль дважды, говорят, что получаются совершенно разные спектакли. Как относитесь к подобным сравнениям?
– Моноспектакль – это такая вещь, которая вообще во многом зависит от человека, который находится на сцене. Конечно, спектакли получаются совершенно разные, и это хорошо. Они и должны быть разными, они просто не могут быть одинаковыми. Мне кажется, это вообще прецедент, когда спектакль идет одновременно в двух городах. Такое редко бывает, тем более с моноспектаклями. То, что нас сравнивают, думаю, тоже нормально, ведь мы и выходим на сцену затем, чтобы нас обсуждали. Ну, то есть выходим-то мы на сцену, потому что любим свою работу, но выслушивать мнения зрителей – часть нашей профессии.
Собираетесь ли Вы когда-нибудь снова сыграть Агату в Перми?
– Я с удовольствием приеду, если «Практика» и «Сцена-Молот» согласуют рабочие графики. Просто это вопрос не ко мне, а к руководству обоих театров.
Сейчас тема «Пермь – культурная столица России» стала одной из обсуждаемых в Перми. Как Вы относитесь к этому тезису?
– Я не знаю, насколько это амбиции города, а насколько людей, которые занимаются этой так называемой новой пермской культурной волной. Но вижу, что люди, вовлеченные в нее, верят в то, что делают, и вкладывают много своих сил. Я не берусь судить о том, получится ли у них создать прецедент, но, безусловно, результат будет. Станет ли Пермь культурной столицей, или в стране появится еще один город с богатой, насыщенной культурной жизнью, не знаю. Но, считаю, хорошо, что в городе происходят разные процессы.

Поделиться:
Все новости компаний