Газета
 15 февраля 2010, 13:20   1862

Город, любящий людей

Город, любящий людей
Андрей Живайкин, директор Пермского центра развития дизайна, – о помощи региональной промышленности и местным колониям, месиве цвета и форм на улицах Перми и амбициях Артемия Лебедева.

Андрей Леонидович, в прессе много суждений о том, чем будет заниматься Центр дизайна, поэтому первый вопрос: что входит в компетенцию Центра и какие задачи он призван решать?
–  Главная задача, естественно, развитие экономики края, вторая – развитие среды, в первую очередь городской. В экономике мы преследуем несколько задач: это и помощь промышленным предприятиям с созданием новой продукции, повышение конкурентоспособности; все сервисные направления, туризм и вообще сфера услуг – мы будем и этим заниматься. Наша цель – развитие экспорта продукции, произведенной в Прикамье, повышение ее конкурентоспособности по отношению к соседним регионам.
Что касается развития городской среды, то речь идет прежде всего о тех ее деталях, с которыми человек сталкивается каждый день. В первую очередь это общественный транспорт (поисками энтузиастов и дизайнеров Артемий Лебедев уже занялся, и такие объявления о наборе в новые проекты будут появляться у него в блоге несколько раз в неделю); улицы, зоны отдыха – парки и скверы. Есть и более общие вопросы – развитие территорий малых городов, туристической сферы и т. д. Сфера задач Центра расширяется постоянно.
Если говорить о промышленном дизайне, то какой здесь алгоритм действий? Вы оцениваете продукцию пермских предприятий и даете советы, что надо изменить?
– Советчиков никто не любит, поэтому мы будем помогать эту продукцию улучшать и создавать новую. Для самых инициативных и заинтересованных мы будем вполне реально помогать вести проектирование с использованием мозгов лучших дизайнеров нашей страны. Здесь будет поддержка предприятий тех, кто захочет создавать что-то новое, потому как далеко не все хотят развиваться и идти вперед.
На какие отрасли Вы обратите внимание?
– Есть инициатива и со стороны края, и со стороны предприятий. В первую очередь мы пойдем в те отрасли, которые больше всего нуждаются в дизайне, – это производство товаров народного потребления, плюс очень сложное направление – производство мебели. Но здесь будет несколько другой алгоритм – мы постараемся не на конкретное предприятие направлять усилие, а попытаемся создать коллекцию пермской мебели, в основном это будет деревянная мебель, так как край лесной. Важно, чтобы это была современная коллекция, которая могла бы конкурировать не просто за счет того, что она деревянная, то есть экологически чистая, а за счет цены и дизайна. Для этого проекта будет проведен конкурс среди дизайнеров, в котором смогут принять участие все желающие из любого региона страны.
В результате конкурса должна возникнуть коллекция, которая будет предложена предприятиям. И они смогут выбрать – захотят они это выпускать или нет.
Какая продукция, при грамотной работе, может быть востребована на рынке?
– Вообще именно в этом и состоит задача дизайнера – создавать продукты, которые востребованы.
Какие предприятия уже посещали, какое впечатление от увиденного?
– Есть предприятия, которые неплохо себя чувствуют и хотят двигаться вперед. Лысьвенский металлургический завод, где выпускают металлическую посуду. Она у них неплохо расходится, даже есть рост производства. Мы хотим, чтобы они выпускали такую посуду, которая бы продавалась в лучших магазинах – OBI, IKEA и так далее. Здесь у людей есть инициатива, и мы хотим помочь им «выстрелить» на гораздо более высокий уровень, чем сейчас.
Пока мы изучили всего полтора десятка предприятий и еще изучаем ситуацию.
Кстати, в конце января Артемий Лебедев ездил по колониям Пермского края, изучал расположенные в Соликамске, Кунгуре деревообрабатывающие предприятия, швейную промышленность. Сейчас эти предприятия выпускают нечто совсем убогое – шьют кирзовые сапоги, сколачивают ящики и т. п. Это производили и 30–50 лет назад. Мы хотим помочь им освоить новую продукцию, перепрофилировать эти предприятия.
Если вернуться к промышленности, то получается, что если компания не работает с дизайном и не понимает важность этого вопроса, то ей поможет Центра дизайна?
–  У нас задача номер один – это создание рынка для дизайнеров. Такая задача стоит перед всеми центрами дизайна во всех странах. Разъяснение роли дизайна для предприятий, органов власти и населения. Чтобы все понимали, зачем нужен дизайн и что он может сделать. Можно сетовать на то, что в Перми мало дизайнеров, а качественных дизайнеров и того меньше. Одна из причин – любой человек, чего-то желающий достичь, уедет отсюда только потому, что у него нет точки приложения сил.
И вторая задача – это развитие и самих дизайнеров (имеется в виду профессиональное сообщество), но через создание рынка труда.
Но почему некомпетентность предпринимателей должна оплачиваться из бюджета?
– Это стандарт в мировой практике – я имею в виду систему поддержки дизайна через предоставление льгот при аренде помещений, при предоставлении налоговых льгот на этапе старта, субсидирование кредитных ставок. По идее мы вписываемся в такую же государственную программу, мы просто одна из форм государственной поддержки бизнеса. В первую очередь, конечно, малого и среднего, хотя есть и второй адресат – это органы власти, поскольку они тоже являются нашими заказчиками.
Какой критерий эффективности этого направления работы Центра?
– Повышение продаж у тех, кто использовал наш труд. Обратились к дизайнерам – получили новый продукт – если дизайн был сделан хорошо, то в результате должны увеличиться продажи, это единственный критерий. Также есть показатель для госзадания – это и количество обратившихся компаний, предприятий, внедривших наши проекты.
Что касается городской среды, какая задача стоит перед Центром, как должна измениться Пермь?
– Город должен стать лучше. Он должен стать более приспособленным для жизни людей. Потому что города наши для людей не очень подходят, и отнюдь не только Пермь. Мы хотим сделать город, который любит людей.
Помимо этого город должен быть еще и красивым, поэтому стоит задача визуальной очистки улиц, потому что именно визуально пермские улицы очень захламлены рекламой, хаотичной расстановкой элементов уличной мебели, неожиданно выкрашенными заборами и т. п. В итоге получается месиво цвета и форм, которое очень сильно влияет на развитие человека.
Недавно был поставлен вопрос, нужен ли вообще дизайн, когда культура потребления находится на таком низком уровне? Но ведь культура потребления, культура самой жизни во многом формируется именно средой, в которой человек вырос.
Станут ли рекомендации Центра обязательны для строителей и собственников?
– Обязательства для строителей и собственников могут формироваться только через законодательные документы. Это уже задача органов власти. Сейчас существуют цветовые паспорта фасадов здания, другое дело – в этой работе нет системы. С рекламой может быть несколько сложнее, хотя мировой опыт показывает, что рекламная активность регулируется, существует система зонирования размещения носителей для исторических кварталов, для мест отдыха, для спальных районов.
Правда, в крупных городах это отслеживать сложнее, но система стандартов дизайна городской среды в мире существует, принимать их или нет – это вопрос городских властей, но я думаю, что после того, как они увидят, что можно сделать с улицей, всерьез задумаются и захотят это отрегулировать.
Коснутся ли рекомендации Центра только Перми или и других городов края?
– Уже сейчас ведутся переговоры о сотрудничестве с несколькими городами – это Соликамск, Березники, Юго-Камск, пошли заявления и с самых неожиданных территорий – например Верещагино, Кудымкар. Так что список будет расширяться. Пока власть формулирует только общие пожелания, после более детального знакомства с городами будут сформулированы конкретные задачи.
Концептуально, с точки зрения дизайна, каким Вы видите Пермь? Это культурная столица или промышленный гигант?
– Одно другому не мешает. Сейчас на западе распространилась практика формирования creative city. Эти программы принимают чаще всего города, неизвестные своим культурным наследием, а именно промышленные или административные центры, которым не хватает культурной составляющей, которые хотят привлекать людей из творческих профессий для того, чтобы они формировали общую среду города.
Из самых серьезных примеров это Йокогама, где кроме заводов вообще ничего нет.
А Пермь исторически была местом интеллигентским, потому что создавалась как город чиновничий, в отличие, скажем, от Екатеринбурга, который с самого начала был городом промышленным. Пермь, даже несмотря на наличие заводов, – город технической интеллигенции.
Программы креативных городов направлены не на повышение уровня культуры, они направлены на развитие экономики. Если такой среды нет, любой творческий человек из любой сферы убежит в другое место, ведь ему нужно реализовываться.
Чтобы в Перми не «смывался» плодородный слой населения, очень важно эту среду создавать.
Сколько времени понадобится, чтобы создать эту среду?
– Первые признаки появятся к осени – все будет зависеть от того, как быстро город реализует проекты.
По поводу городских проектов – в блоге у Артемия Лебедева был пост по поводу работы в департаменте дорог и транспорта Перми...
– Это первая ласточка, таких обращений уже десятки. Все министерства, города края обращаются к нам. Но не надо считать, что «ЖЖ» Лебедева – это наше СМИ. Это один из инструментов коммуникации с дизайнерами. Мы, конечно, не будем рассказывать о себе в стиле Артемия.
Какой бюджет Центра на год?
– Бюджет планировался в Заксобрании 50 млн рублей, но пока эти деньги находятся в резерве, нам еще надо доказать необходимость их использования. Мы будем получать эти деньги после рассмотрения в кравом парламенте.
Пока центр работает на те деньги, которые выделили в прошлом году, – 7 млн рублей.
Можно ли сказать, что в Перми с помощью Центра будет реализован какой-то уникальный проект?
– Тут я поддерживаю амбиции Лебедева – все проекты должны быть уникальны.
 

Поделиться:
Все новости компаний