Газета
 08 февраля 2010, 13:20   1063

Музыка памяти

Музыка памяти
В Пермском театре оперы и балета 9 и 10 февраля исполнят «Реквием» Джузеппе Верди.

Единственное крупное сочинение композитора, не предназначенное для оперного театра, будет исполнено сводным хором Пермского академического театра оперы и балета, хором Kama-cantabile, хором юношей Пермской хоровой капеллы, солистами оперы и симфоническим оркестром театра – в эти два вечера на сцену поднимутся около 200 музыкантов.
Памяти Владимира Васильева, главного хормейстера театра, будет посвящен концерт 10 февраля, днем раньше «Реквием» Верди прозвучит в память о жертвах трагедии в клубе «Хромая лошадь».
О работе над «Реквиемом» корреспонденту «bс» рассказал Валерий Платонов, главный дирижер Пермского театра оперы и балета.
Валерий Игнатьевич, раньше «Реквием» Верди уже звучал в Перми?
– Я помню, что «Реквием» исполнялся в Перми где-то в середине 80-х, но это были гастролирующие коллективы – хор и оркестр солистов, только оркестр был наш.
Для нашего театра и для города исполнение «Реквиема» Верди – это событие, потому что в данном случае мы готовим это сочинение к исполнению целиком и полностью силами самих пермских артистов. Поскольку требуется достаточно большой и плотно звучащий хор, то мы вышли на контакты и сотрудничество с другими хорами. В итоге у нас получился сводный хор в 120 человек, вместе с ним будут петь солисты театра.
Для кого Верди написал свою музыку?
– Реквием – это жанр заупокойной мессы, который имеет древние корни. История этого реквиема такова: несколько италь-
янских композиторов договорились написать его в память о Россини. Они распределили между собой все 12 частей реквиема, но за работу никто так и не взялся. Верди сначала написал свою часть – ему досталась заключительная – «Libera me», а потом дописал все остальные.
Не усилит ли трагическая музыка «Реквиема» страдания людей, потерявших своих близких?
– Слушая Верди, человек попадает в эмоциональный поток, исключительно мощный и исключительно сильный. В «Реквиеме» есть весь ряд человеческих эмоций, страстей и переживаний.
Здесь есть и ужас, печаль, есть свет и радость – вся гамма чувств и переживаний. И все это изложено в очень мощной, объемной, я бы сказал, полифоничной форме – при этом очень стройной и точной. Каждый, кто придет на исполнение, переживет массу волнующих моментов и эмоций. И я очень надеюсь, что в душе останется чувство просветления, ради этого произведение писалось и ради этого исполняется.
Но откуда радость и свет в заупокойной мессе?
– Конечно, заупокойная месса направлена прежде всего на осмысление ухода человека из жизни. Это большая трагедия для его близких. Но в религиозном понимании в уходе человека из реальной жизни такой трагедии нет. Душа человека возносится и находит успокоение, именно поэтому у Верди много страниц очень просветленной музыки, даже радостной – это внутреннее торжество, яркое и светлое. Я не могу сказать, что это печальное произведение – здесь есть все, и заканчивается реквием, как правило, просветлением и умиротворением. Человек, слушающий эту музыку, обретает в душе гармонию с окружающим миром, с небесами, с самим собою.
Насколько сложной оказалась работа над этим музыкальным произведением?
– У дирижера сама мысль взяться за партитуру «Реквиема» Верди может возникнуть только тогда, когда он понимает, что и хор и оркестр по художественно-творческому состоянию соответствуют самым высоким требованиям. Там действительно внушительная работа, даже если смотреть просто по количеству нотного текста.
Очень большой объем работы достался главному хормейстеру Владимиру Никитенко: надо было со всеми хорами поработать, потом соединить их вместе. Солисты еще два месяца назад начали изучение нотного материала, а в прошлый понедельник к работе приступил оркестр. Каждый день у нас проходит по две репетиции. Партитуры очень трудные для исполнения как технологически, так и духовно. Артистам хора и солистам нужно самим пережить все эмоции, которые заложены в музыке, чтобы передать это все людям, которые придут слушать «Реквием». Но работа эта очень радостная и волнующая, все с огромным подъемом репетируют, потому что такая музыка, с моей точки зрения, никого не может оставить равнодушным.
Джузеппе Верди относится к числу ваших любимых композиторов?
– Я не могу позволить себе иметь любимых композиторов. Моя профессия предполагает трепетное отношение к любой музыке, которую мы исполняем. Точнее будет сказать, что у меня есть предпочтения, этот список большой – там есть Прокофьев, Шостакович, Бетховен, и, конечно, Верди туда входит. У него очень мощная и драматургически точная музыка, чрезвычайно богатая по интонационной и содержательной сути. А поздние его произведения, такие как «Реквием», «Отелло» и другие, – это гениальные вершины человеческого духа и человеческого творчества.
 

Поделиться:
Все новости компаний