Газета
 08 февраля 2010, 13:20   1631

Экономим на чернилах

Экономим на чернилах
Деловая активность Перми и края восстанавливается. Продавцы офисной техники констатируют: спрос к концу 2009 года вырос в отдельных сегментах до уровня 2008-го.

По словам Олега Шлыкова, коммерческого директора компании «Контраст», в начале 2009 года наблюдалось падение продаж офисной техники по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В среднем в зависимости от сегмента можно говорить о 20–30 % уменьшения спроса, рассказывает эксперт. В январе 2010 года, по его словам, наблюдается восстановление продаж оргтехники на 10 %, а по отдельным категориям – выход на уровень 2008 года. С этим мнением согласен Владимир Ламков, коммерческий директор компании EuroBusiness, который, однако, отмечает более существенное падение продаж в прошлом году. «В первом и втором кварталах 2009 года снижение продаж по сравнению с аналогичным периодом 2008 года составило 45 %. В целом же, по предварительным данным экспертов компании, в 2009 году рынок в штучном выражении сократился приблизительно на 30 %, а в денежном – на 40 % по отношению к 2008 году», – отмечает г-н Ламков. Как утверждает эксперт, в 2009 году свои позиции серьезно сдали принтеры, высокоскоростная сложная копировальная и печатающая техника для организаций, в меньшей степени падение продаж коснулось многофункциональных устройств (МФУ). Данный факт объясняется Олегом Шлыковым тем, что МФУ рассматриваются покупателями как наиболее выгодное вложение. «Одно устройство включает в себя сразу несколько, что дает возможность экономии пространства на рабочем месте, а также расходных материалов», – поясняет г-н Шлыков (подробнее – см. таблицу).
По словам Владимира Ламкова, оживление на рынке наблюдалось уже в третьем квартале 2009 года, когда было продано в штучном выражении на 30 % больше техники, чем во втором. Это, на взгляд эксперта, позволяет говорить о «развертывании общего тренда в сторону умеренного роста», который свидетельствует о стабилизации ситуации и смене курса в сторону позитивного.
Текущая экономическая конъюнктура повлияла и на формирование принципиально иного подхода клиентов к приобретению товара.
Владимир Ламков:
– Экономия выражается не столько в отказе от покупки техники, сколько в более рациональном подходе к выбору. Больше всего сократились продажи продукции среднего и верхнего ценового сегмента. Спрос сместился в сторону недорогих моделей, обладающих самыми необходимыми функциями.
Как отмечает специалист, «если раньше покупки часто совершались под влиянием модных течений, собственных пристрастий, эмоциональных факторов, то теперь потребители выбирают наиболее эффективное решение». Еще одним трендом, по словам экспертов, является смещение потребительского спроса в сторону бюджетных моделей. По данным аналитиков EuroBusiness, в Перми лидерами продаж стали недорогие устройства начального уровня. Кроме того, клиенты обращают внимание не только на первоначальную цену устройства, но и на стоимость дальнейшей эксплуатации: расходы на чернила или тонер и бумагу. Олег Шлыков добавляет, что большей популярностью начинает пользоваться техника, востребованная еще 2–3 года назад. «Все старое – хорошо знакомое, поэтому клиенты зачастую не хотят обновлять офисную технику, в ином случае необходимо подбирать другой картридж, тонер и прочие расходные материалы. Одинаковая техника существенно облегчает работу», – отметил специалист.
Так же наша компания осуществляет продажу тонера по низким ценам, но тем не менее, расходы в крупных компаниях на тонер существенные. Выбор невелик. По словам одного из игроков, на рынке ИТ-дистрибьюции наибольшим спросом на данный момент пользуются МФУ. «Сейчас нет покупателей, которых бы интересовали копиры, находятся те, кому интересны принтеры, но и их очень мало», – рассказывает менеджер одной из пермских компаний.
Владимир Ламков:
– Лидерами продаж в Перми среди устройств печати и обработки изображений в 2009 году стали лазерные принтеры, за ними следуют струйные и лазерные МФУ, потом струйные принтеры, и завершают цепочку сканеры и копиры.
При этом, по словам специалиста, ситуация в Перми в целом отражает то, что происходит на рынке в других регионах России.
Как отмечает Олег Шлыков, на региональном рынке офисной техники в основном представлено лишь 3–4 бренда, которые пользуются у клиентов наибольшим спросом. Это связано, по его словам, с тем, что основным ИТ-дистрибьютором в Пермском крае является только одна компания, занимающая 70 % рынка. Сотрудничество с ней существенно облегчает работу большинства пермских компаний, специализирующихся на  продаже оргтехники. В таком случае исключаются транспортные расходы, кроме того, предоставление рассрочки не требует значительных финансовых вливаний. Представленный дистрибьютором ассортимент товара в таком случае находится, по словам эксперта, на полках подавляющего количества продавцов.
На данный момент, как рассказывает г-н Ламков, наибольшим спросом в Перми пользуются устройства печати и обработки изображений таких производителей, как Canon, Epson, Hewlett-Packard, Samsung, Xerox (компании перечислены в алфавитном порядке). Первая тройка лидеров варьируется в зависимости от конкретной товарной подгруппы, но в целом продукция перечисленной пятерки занимает долю в 80–90 % рынка, уверяет эксперт.
Серые мышки. Опрошенные эксперты издания затруднились оценить лидеров рынка. Один из представителей рынка отметил, что в Перми существенное количество так называемых компаний – серых мышек, никому ранее не известных, и небольших фирм, которые, однако, проводят сделки на существенные суммы.
«Летом 2009 года в Перми работало около 170 компаний, заявлявших о себе как о продавцах офисной техники», – подсчитал г-н Ламков. Среди названных и считающихся специалистами успешными фирмами прозвучали ИВС, «Гармония», «Декада», «Контраст», Instar Technology. По словам Олега Шлыкова, среди частных лиц спросом пользуются услуги федеральных консьюмеристских сетей («МВидео», «Техносила», «Эльдорадо»), которые занимаются реализацией офисной техники в кредит.
По словам одного из представителей рынка, в ближайшее время возможен передел рынка офисной техники. «На плаву смогут остаться лишь крупные или специализированные компании», – отмечает эксперт. По его словам, выдержать еще весьма несовершенную систему закупок, приносящую большую долю прибыли, могут только такие организации. «Компании, занимающиеся розничной продажей оргтехники, не работают с маржой в 6–7 %, в то время как оптовым достаточно 4 %. Первые в условиях, когда цена имеет главное значение, не имеют возможности для конкуренции со вторыми, иначе работают себе в убыток», – жалуется менеджер одного из пермских магазинов.
В прогнозах развития рынка офисной техники в Пермском крае в 2010 году эксперты как никогда сдержанны. «По оценке специалистов EuroBusiness, в ближайшее время поквартальная динамика на рынке офисной техники будет скорее положительной», – отмечает Владимир Ламков. «О каком-то серьезном росте говорить, конечно, не приходится, но и отрицательная динамика сошла на нет. В минувшем году был серьезный спад продаж, но сейчас ситуация изменилась, и мы ожидаем некоторого оживления рынка hardcopy. В целом для 2010 года будет характерна постепенная стабилизация рынка», – резюмирует эксперт. Представитель рынка, не пожелавший раскрывать своего имени в СМИ, уверяет, что рано или поздно уровень продаж вернется на уровень 2008 года. «Корпоративные клиенты начнут покупать в том объеме, который необходим для ведения бизнеса. Для частных лиц оргтехника вновь перешла в разряд предметов роскоши», – заключил специалист. Резкое увеличение спроса, по словам игроков, сейчас может вызвать лишь появление революционного характера, в качестве тормоза развития рынка рассматриваются внешние факторы, например повышение таможенных пошлин.
Экономим на чернилах

Экономим на чернилах

Поделиться:
Все новости компаний