Газета
 01 февраля 2010, 13:20   960

Мультлюбовь

Мультлюбовь
Оскароносный мультипликатор рассказал пермякам, как создаются киношедевры.

В Пермской художественной галерее открылась выставка, посвященная созданию мультипликационного фильма «Моя любовь». Создатель этого фильма Александр Петров – первый из российских художников-мультипликаторов, получивший премию «Оскар» (за фильм «Старик и море», снятый в 2000 году по повести Эрнеста Хемингуэя).
Самые известные фильмы Александра Петрова – «Корова», «Русалка», «Сон смешного человека» получили множество призов на самых престижных фестивалях. Наградами более чем двадцати российских и зарубежных кинофорумов отмечен и фильм «Моя любовь». На выставке представлены эскизы, наброски, кадры из фильма, а также материалы, рассказывающие, как создавалась «Моя любовь».
На открытие выставки приехал и сам Александр Петров.
Художник чрезвычайно ответственно относится к встречам со зрителями. В Пермской галерее на встречу с ним собралось больше 200 посетителей, и Петров три часа работал перед ними, показывая, как делается мультфильм.
Рисует художник пальцами на стекле, сидя за специальным столом, сверху которого укреплена кинокамера. Когда рисунок готов, он фиксируется камерой, и художник быстро-быстро, чтоб не успела засохнуть краска, вносит в него изменения. И процесс повторяется снова.
Через несколько часов работы, когда снят очередной эпизод фильма, на стекле остается всего один рисунок – самый последний. Именно поэтому на выставке, развернутой в галерее, нет привычного для мультипликации множества рисунков.
То, что для художника Петрова является рутинной работой, для стороннего зрителя – интереснейшее шоу. На каждый палец правой руки художник набирает краску определенного цвета, а потом начинает рисовать ими так быстро, что пальцы словно пляшут по бумаге. При этом левая ладонь служит для того, чтобы вытирать излишки краски с пальцев. В это время на экране, соединенном со столом художника, начинает появляться и на глазах изменяться рисунок.
Техника эта не является авторским изобретением, она была известна и раньше. Но сегодня так никто не работает, возможно, из-за того, что это очень долгий процесс. Для одной секунды фильма требуется 12 рисунков, для фильма «Моя любовь», который идет около получаса, было создано почти 18 тысяч рисунков. На каждый фильм уходит в среднем по три года работы. Но именно эта, так похожая на живопись, техника и талант художника делают каждый его фильм событием в мировом кинематографе (Новости о новинках кино). Последовательно нанесенные неровные мазки, оживая на экране, дают ту невероятную и неповторимую линию движения, создают ощущение, что его герои дышат, словно им передалась живая энергетика рук художника.
Про фильм «Моя любовь» известный российский мастер анимации Федор Хитрук сказал так: «Александр Петров пытается соединить живопись и кинематограф, и более того – анимационный кинематограф и игровой».
Все попытки рисовать подобное чудо с помощью компьютера проваливаются. Не так давно это вновь попытались сделать французские разработчики IT-технологий. Две недели Петров, принявший приглашение французов, честно работал вместе с компьютерщиками, которые изучали его технику, но создать программу снова не удалось.
«При воспроизведении материала на экране не возникало ощущения живой ткани, – рассказывает Александр Петров. – Не было в этих кадрах ни жизни, ни красоты, ни правды».
Все это есть в рисованных историях Александра Петрова, еще и потому, что он чрезвычайно трепетно относится к подбору материала.
Художник никогда не снимает фильмы по предложенным кем-то темам, он всегда выбирает их сам и в основном основой его фильмов становится русская классика.
Фильм «Моя любовь» сделан по прозе замечательного русского писателя Шмелева. По признанию Александра Петрова, все три с половиной года, что шла работа над фильмом «Моя любовь», книга лежала у него на столе, и он постоянно читал ее, находя все новые детали и образные решения. Он и сейчас не расстается с романом, получая удовольствие от прекрасного русского языка писателя и удивляясь, что герои его фильма не уходят в прошлое вместе с окончанием работы, как это бывало прежде.
Выставка Александра Петрова объехала несколько городов, а в Пермь попала благодаря настойчивости директора Пермской художественной галереи Надежды Беляевой. Ведь в планах художника посетить еще Екатеринбург, а затем вернуться к себе в Ярославль и начать работу над следующим фильмом.
Пермские искусствоведы на встрече с Александром Петровым удивили и порадовали его. Оказывается, его работы уже экспонировались в галерее в 1987 году, когда в стенах ПГХК проходила выставка, посвященная творчеству художников Свердловской киностудии. Там и были представлены эскизы Александра Петрова к мультипликационным картинам «Сказочка про козявочку» и «Кот в колпаке». Пригласительный билет и программку той далекой выставки сотрудники галереи подарили Александру Петрову, самому известному российскому мультипликатору.
 

Поделиться:
Все новости компаний