Газета
 01 февраля 2010, 13:20   1879

По проторенной дорожке

По проторенной дорожке
Пермские автодилеры подвели итоги прошлого года: по сравнению с 2008 годом рынок просел на 60–70 %, что хуже общероссийских показателей на 15–25 %. На 2010 год эксперты пророчат небольшой рост.

По данным аналитиков «bc», 2009 год стал годом падения спроса на новые автомобили. По данным Автостата, продажи новых пассажирских автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России за 2009 год снизились на 49 % по сравнению с аналогичным периодом в 2008 году, однако в Пермском крае цифры превысили среднее значение по России – здесь рынок «упал» на 60 %.
Как рассказали в объединении автопроизводителей России, минувший год был исключительно сложным для автомобильной промышленности во всем мире, но особенно резко финансовая ситуация отразилась на российском рынке. Пермь наряду с Екатеринбургом, Самарой, Уфой и Челябинском оказалась в списке аутсайдеров по темпам продаж новых иномарок. В результате падения спроса и уменьшения доходов автосалонов у дилеров возникла резкая потребность в свободных оборотных средствах и, как следствие, произошло свертывание инвестиционных планов по строительству новых автомобильных центров.
Тем временем в компании «УралАвтоИмпорт» называют цифры, отличные от данных Автостата. Директор по продажам и развитию холдинга Константин Пономарев уверяет, что объем продаж иномарок в Пермском крае в 2009 году снизился на 75 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. «Закономерно, что вместе с рынком продажи холдинга также сократились – спад составил около 70 %», – добавил собеседник. Генеральный директор «Верра-Групп» Алексей Новокшонов согласен с коллегой: «Спад продаж в Перми был на уровне 70 %».
Сегменты. Изменение покупательского интереса зависело и от ценового сегмента автомобиля. По словам Алексея Новокшонова, наиболее сильно провал продаж ощутим в среднем ценовом сегменте – от 800 тыс. до 1,5 млн рублей.
Алексей Новокшонов:
– Наименьшее падение спроса в 2009 году мы отметили в двух сегментах – luxury и «ниже среднего», цена на которые не превышает 15 тыс. долларов.
В компании «УралАвтоИмпорт» приводят аналогичные данные. Такое изменение в структуре продаж аналитики холдинга связывают с сильным провалом доходов среднего класса, а также с наибольшей долей кредитных средств в выручке данного диапазона.
«Меньше всего пострадал высокий ценовой сегмент, что говорит о том, что покупатели данного сегмента сохранили достаточный доход для того, чтобы не ограничивать себя на уровне личного потребления», – добавили в компании.
Что касается автомобилей российского производства, то здесь картина более позитивная, чем в сегменте иномарок: вся российская автопромышленность получила поддержку государства в виде субсидированного автокредитования. Напомним, в прошлом году Правительством РФ были приняты меры по поддержке отечественного производителя: дополнительная финансовая помощь производителям, ужесточение таможенных правил, программа потребительского кредитования автомобилей стоимостью не выше 600 тыс. рублей и произведенных на территории России.
Бренды. Спрос на автомобили в Пермском крае по-разному изменился в отношении разных брендов. Так, самый большой спад – 87 % – показала марка Chevrolet. Важно отметить, что по итогам 2008 года Chevrolet занимала первое место по продажам в Прикамье. Теперь занимает только шестое.
Даже несмотря на критический спад продаж в регионе марок Toyota и Ford, они традиционно удерживают свои позиции.
В целом состав пятерки лидирующих по продажам брендов в 2009 году по сравнению с 2008 годом не претерпел значительных изменений. Renault и Hyundai укрепили свои позиции, поднявшись на 2 пункта в рейтинге: Hyundai занимает в регионе первое место по продажам иномарок, Renault – третье.
Наименьшее снижение продаж зафиксировано у Skoda (-36,3 %) и Volkswagen (50,7 %), что соответствует общероссийским тенденциям.
По результатам продаж иномарок в прошлом году лидером на рынке Пермского края стала компания «УралАвтоИмпорт» с показателем доли рынка 20 %. За ней следуют «Сатурн-Р», «Верра Моторс» и «Дав Авто».
Прогнозы на 2010-й. Эксперты рассматривают два фактора, влияющих на потребление на рынке, – это общая экономическая ситуация и реальные доходы населения, а также состояние рынка потребительского кредитования.
По данным аналитиков «bc», ожидается определенное повторение сценария развития рынка с 2002-го по 2008 год и в 2010-2015 годах.
Рынок автокредитования, выросший в период 2002–2008 годов, позволил увеличить продажи автомобилей, однако это был разовый подъем.
По прогнозам аналитиков из числа пермских автодилеров, пермский рынок выйдет на уровень продаж 2007 года не ранее чем через четыре года. В этом году прирост составит не более 5–6 %. Эксперты едины во мнении, что в текущем году рынок будет стабилизироваться. Резкого «обвала», который пережили автодилеры в 2009 году, не произойдет.
В итоге можно сказать, что ближайшие годы будут периодом острой конкурентной борьбы автомобильных дилеров.
По проторенной дорожке

По проторенной дорожке

Поделиться:
Все новости компаний