Газета
 25 января 2010, 13:20   1181

Вечное искусство

Вечное искусство
Выставка «Арт-Пермь» теряет былую славу, но не интерес публики.

В залах «Пермской ярмарки» в 12-й раз прошел художественный салон «Арт-Пермь». Журналисты, успевшие привыкнуть за год «культурной революции» к выстроенным кураторским проектам, требовали от организаторов выставки внятного объяснения концепции.
«Да какая концепция? Мы же искусствоведческие факультеты не кончали! Просто, как сумели, распределили всех участников по двум залам. Ну, может, какая-нибудь картина и не туда попала», – отбивался как мог первый заместитель директора «Пермской ярмарки» Михаил Давыдов.
В результате в «главном» зале оказались немногочисленные профессиональные художники, художественные институции, союзы и проекты. Самый интересный стенд был у Пермской художественной галереи, которая уже много лет занимается творчеством художников, чья жизнь или творчество связаны с нашим городом. На этот раз в рамках проекта «Художники-земляки» было представлено творчество Надежды Кашиной (1896–1977) и Нины Кашиной (1903–1989). Сестры Кашины – продолжатели династии иконописцев и художников Кашиных, работавших в Перми с середины ХIХ века. Художественное образование они получили в Москве, где и осталась жить Нина Кашина, а Надежда Кашина уехала в Узбекистан, где со временем заслужила звание народного художника Узбекской ССР. На стенде представлено довольно много живописных и акварельных работ, и, как подчеркнула заместитель директора ПГХГ Юлия Тавризян, все это – настоящий русский реализм очень высокого уровня.
Центральный выставочный зал представил подборку работ пермского художника Рудольфа Тюрина, представителя наивного искусства. Картины художника, недооцененные при жизни, сейчас привлекают всеобщий интерес и достаточно быстро растут в цене. Этому способствует устойчивая тенденция повышения интереса к качественному примитиву.
Были в этом зале и еще работы, заслуживающие несомненного внимания, но их было немного, и получалось, что основное место занимали мероприятия, проводимые участниками этнопроектов.
Как и в прошлом году, по залу носились и били в бубны одетые во все меховое студенты, участвующие в действах фонда «Нанук». Неутомимый организатор «Камвы» Наталья Шостина на этот раз бросила все силы на проект «Этномода», а пермские японисты из общества «Россия–Япония» проводили мастер-классы по каллиграфии и оригами.
В этом году отсутствовали программы Пермской синематеки и киностудии «Новый курс», что снизило и без того невысокий интеллектуальный градус выставки.
Почему-то не был приобщен к «главному» залу Сергей Микулич со своим проектом, посвященным ветеранам Великой Отечественной войны. Их портреты Микулич рисует уже много лет, считая это своим гражданским долгом. Это тот самый случай, когда картины подкупают не художественными достоинствами, а искренностью чувств художника.
Но все-таки основная жизнь била ключом во втором зале, куда организаторы поместили народное творчество, включив в это понятие все: от живописи, резьбы по дереву, керамики и поделок из бисера до валенок и сухоцветов. Подавляющее число выставленных здесь произведений, как и в прошлые годы, не имело ничего общего ни со словом «художественное», ни со словом «искусство».
Искусствоведы привычно морщатся, называя все это безвкусицей и китчем.
Но при этом в выходные дни в зале не протолкнуться, сюда приезжают семьями, компаниями. Здесь бродят часами и приезжают еще раз, несмотря на мороз. Наконец, ни на одной художественной выставке не бывает такого количества посетителей-мужчин, как на «Арт-Перми».
А главное – все эти изделия псевдонародных промыслов отлично продаются.
По числу посетителей «Арт-Пермь» уверенно обгоняет все художественные выставки. Интерес зрителей не падает, несмотря на то что «Арт-Пермь» теряет ореол главного художественного события года, каковым являлась выставка в начале славных дел. Все меньше становится профессионалов, принимающих участие в этом событии. При этом появился целый ряд художников-самоучек, целый год создающих аляповатые картинки с одинаковым сюжетом «то березка, то рябинка» и успешно распродающих это всего за несколько выставочных дней. Так и с другими экспонатами: даже на самое нелепое изделие здесь всегда найдется свой покупатель или как минимум почитатель. И автор получит свою минуту славы, что для многих самодеятельных творцов дороже монетизации их способностей.
По сути, сегодня «Арт-Пермь» уже превратилась в некую отдельную субкультуру, и этот феномен ждет своего исследователя.
 

Поделиться:
Все новости компаний