Газета
 18 января 2010, 13:20   1516

Налетай, подешевело

Налетай, подешевело
На рынке консалтинга Прикамья наблюдается существенный рост. Эксперты констатируют, что произошло переструктурирование услуг. Однако время антикризисных менеджеров еще не прошло.
Автор: Кирилл Перов

По данным представителей рынка консалтинга Перми, в конце 2009 года наблюдается увеличение спроса на услуги специалистов. Опрошенные «bc» эксперты рассказывают, что можно говорить о выравнивании до уровня начала прошлого года, а в некоторых направлениях – росте рынка консалтинга. Спрос на услуги, по оценкам заместителя генерального директора РПА «Кучер» Людмилы Ознобишиной, возрос на 30–50 %. Тенденция связывается экспертом в первую очередь с новыми, перспективными направлениями деятельности и технологиями работы, которые позволяют достичь результата при снижении расходов заказчика, а также некоторым оживлением экономики. По словам Олега Анохина, директора «Парма Аудит», начиная со второй половины сентября происходит уверенное увеличение спроса на услуги в финансовой сфере.
Олег Анохин:
– В последние месяцы все чаще и чаще интерес клиентов из любопытства к консалтингу трансформируется в четко осознаваемую потребность. Данный процесс можно рассматривать, в частности, как последствия сложившейся экономической ситуации, когда компании вынуждены сократить свои затраты на содержание топ-менеджеров. Кроме того, увеличение потребностей в решении нестандартных ситуаций объясняется, на мой взгляд, и возросшей активностью контролирующих органов. В частности, санкции за нарушение налогового законодательства могут дестабилизировать деятельность любого предприятия.
Алексей Федотов, директор «Бизнес-Консалтинг», и вовсе рассказывает, что в течение 2009 года компания не ощутила на себе значительного влияния кризисных явлений, и в данный момент наблюдается рост обращений. «Сейчас наблюдается повышение спроса, в некоторых случаях мы вынуждены отказываться от заключения части договоров в связи с невозможностью обслуживания. При необходимости выполнение нами дополнительных консалтинговых услуг, безусловно, возможно», – заключил эксперт.
В Перми работает множество компаний, представляющих услуги в различных сферах консалтинга: стратегический, финансовый, управление персоналом, производственный, ИТ, маркетинг, связи с общественностью, оценка, юриспруденция, налоги, интернет-проекты. Игроки консалтингового рынка едины во мнении, что обозначенная тенденция роста обращений касается лишь отдельных направлений консалтинга. По словам г-на Анохина, востребован консалтинг принципиально иного уровня. «В частности, сейчас в сфере финансового менеджмента идет речь не просто о точечном решении проблем компании, а о стратегическом развитии. Наиболее популярен среди наших клиентов консалтинг в сфере бухучета и налогообложения, а также пакет услуг, направленных на решение налоговых споров. Кроме того, наряду с этими, ставшими уже классическими видами консалтинга приобретает популярность и консалтинг, направленный на решение задач финансового менеджмента на стратегическом уровне», – отмечает г-н Анохин. Алексей Федотов также рассказывает, что по-прежнему большим спросом пользуется финансовый и юридический консалтинг.
Алексей Федотов:
– К нам обращаются за услугами по финансовому оздоровлению, антикризисному и стабилизирующему управлению, взысканию долгов и другим подобным юридическим услугам. В общей доле это около 30 % наших договоров.
По словам Анны Ферштейн, генерального директора ГК «PRO Центр», с учетом нестабильной экономической ситуации большую актуальность приобретают консалтинговые услуги в области маркетинга и прямых продаж. «В условиях, когда финансовые средства нужны сейчас, реклама и другие технологии, имеющие долгосрочный характер, пользуются меньшим спросом. Практические инструменты по увеличению и стабилизации объемов продаж, которые мы предлагаем клиентам в виде услуг сall-центра, более эффективны и вызывают больший интерес не только в Перми, но и в других регионах России. На данный момент их организация – одна из ключевых услуг на консалтинговом рынке», – отмечает г-жа Ферштейн. Аналогичная тенденция коснулась и готовых маркетинговых исследований.
Людмила Ознобишина соглашается, что спросом пользуется пакет услуг «маркетинговое исследование + рекламная кампания», а также event-направление.
Повышенный спрос на консалтинговые услуги в 2009 году наблюдался в области организационного консалтинга. «Наиболее актуальным стала оптимизация внутреннего управления, в связи с уменьшением количества работников и набором новых компетенций стоят задачи по разработке кадровых моделей, распределению функционала, ответственности. Сейчас прежнего интереса к подобным услугам не наблюдается», – заключила Анна Ферштейн. Уменьшение спроса, по ее словам, коснулось и стратегического консалтинга: малые и средние предприятия не готовы тратить на эти цели финансовые средства, а зря –
поскольку сегодня активно ведутся стратегические работы на государственном и муниципальном уровне и бизнес должен быть интегрирован в этот процесс, как минимум должен видеть свои перспективы на 5–10 лет вперед. Для властей различных муниципалитетов и субъектов РФ остаются актуальными вопросы качественной разработки и корректировки стратегических планов и программ развития.
Изменения на рынке кадрового консалтинга, в частности подбора персонала, достаточно серьезные – спрос «зашевелился» за последние месяцы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но в сравнении с докризисной ситуацией клиент требует другого консалтингового продукта. Поэтому в прежнем виде услуги по управлению и подбору персонала не пользуются большим спросом. Для частных компаний данные расходы кажутся сейчас лишними в таком объеме, объясняет эксперт.
Неизменным, по заверениям Валерии Пегушиной, креативного директора консалтингового центра «Площадь круга», остался спрос на политический консалтинг.
Валерия Пегушина:
– К нам чаще всего обращаются крупные компании, общественно-политические и властные структуры, успешность которых в значительной степени зависит от репутационной составляющей. Кризис, с одной стороны, – время максимальных рисков, в том числе и репутационных. А с другой стороны – удачный момент для наращивания веса – если не получается экономического, то хотя бы имиджевого, а он в свою очередь со временем вытянет и бизнес-составляющую.
Людмила Ознобишина добавляет, что у политика может быть своя команда, прошедшая с ним не одну кампанию. «Однако профессиональные консультации со свежим взглядом со стороны нужны всегда. Плюс дешевле получить консультацию, нежели нанимать в штат политтехнолога на постоянной основе», – добавляет эксперт. Традиционно востребованной в политконсалтинге стала услуга по подготовке к выборам, отмечает г-жа Ознобишина. «Если учитывать, что переизбираться сложнее, чем идти на выборы впервые, определенную роль сыграли результаты муниципальных выборов в 2009 году, которые сложились удачно», – заключила г-жа Ознобишина.
В качестве основной причины формирования такой структуры спроса называются кризис и естественное желание сэкономить на том, без чего можно некоторое время обойтись, уверена г-жа Пегушина.
Основными клиентами, по словам опрошенных экспертов, консалтинговых компаний является малый, а также средний бизнес. Стоимость услуг снизилась по отношению к аналогичному периоду прошлого года с 50 до 10 % в зависимости от их вида, констатируют представители рынка. Компании проводят бесплатные консультации для отдельных клиентов. «Мы безвозмездно консультируем некоммерческие организации (благотворительные фонды, профессиональные объединения). Это наша традиция. Так же, на бесплатной основе, мы иногда работаем с предприятиями малого и среднего бизнеса, политическими структурами», – рассказывает Валерия Пегушина. Как объясняет эксперт, данная практика рассматривается как своеобразные инвестиции в будущее.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний