Газета
 28 декабря 2009, 13:20   683

Игра в классики

В Речном вокзале старые картины стали современным искусством.

Ровно сто лет назад Филиппо Томмазо Маринетти призывал в первом манифесте футуризма: «Поверните каналы, чтобы они затопили музеи! Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!». С таких слов начинается релиз, посвященный открытию выставки «Ночь в музее» в Речном вокзале. Но лучше не читать глубоких рассуждений искусствоведов и культурологов, ведь суть выставки в том, что современные художники решили поиграть с классикой – перерисовать знаменитые картины на свой лад. Или подрисовать на них что-нибудь.
Первооткрывателем этого жанра история считает Марселя Дюшана, который когда-то подрисовал Моне Лизе усики и тем самым запустил цепную реакцию непочтительного отношения к классике.
Активно включились в переделку мастеров мировой живописи и художники, представляющие современное искусство. На выставке «Ночь музеев» представлены работы Гора Чахала, Александра Косолапова, группы «Синие носы», Дмитрия Гутова, Арсена Савадова и многих других.
Самые необычные и талантливо выполненные работы принадлежат Дмитрию Гутову. Он перевел графические рисунки Рембрандта в металл. В железной сварной раме находится какой-то пучок проволочек и металлических обрезков, но стоит отступить на шаг – и перед тобой – отточенный рисунок, словно парящий в воздухе. В этой игре скрыт контекст, от правильно найденного угла зрения зависит то, что ты видишь – хаос или гармонию.
Но не все художники погружаются в глубины контекстов и подтекстов, многие работают просто на узнавание знакомых сюжетов, побуждая зрителей играть в интеллектуальную «угадайку». Творческий союз Дубосарского – Виноградова представил на выставке свои произведения, побывавшие в этом году на биеннале в Венеции.
К этим монументальным работам школьные преподаватели мировой художественной культуры могут приводить учеников, чтобы оценить их знания в русской и советской живописи. На огромных полотнах изображено множество персонажей картин, которые в общественном сознании отнесены к категории «классики» и поэтому уже давно воспринимаются всеми как стереотип. Так, юродивый из картины Сурикова «Боярыня Морозова» примостился у ног Сталина и Ворошилова, сошедших с картины Герасимова, а между ними – загадочная Незнакомка кисти Крамского. Художникам не откажешь в остроумии.
На мой вопрос «Какое место занимает юмор в вашем творчестве?» Александр Виноградов только улыбнулся и, показав на свою картину, спросил в ответ: «А вы как думаете?».
Как рассказал Александр Виноградов, на Венецианском биеналле в их картины были вмонтированы видеокамеры, а этажом ниже были установлены мониторы, на которых зрители могли увидеть себя в момент их соприкосновения с современным искусством. И, надо сказать, не всем посетителям понравилось то, что, когда они смотрели на картину, картина смотрела на них.
Современное искусство вообще стремится к непосредственному взаимодействию со зрителем. Пожалуй, самый яркий пример – объекты группы Recycle. Один из них – большая кубическая емкость, наполненная густой черной жидкостью с запахом сырых углеводородов. Если водить рукой над пультом, то над поверхностью жидкости начинают приподниматься странные образования, похожие на ежей разных размеров. Действие настолько интересное, что публика становится в очередь, чтобы произвести магические пассы. Как объяснили участники группы Андрей Блохин и Георгий Кузнецов, в емкость налита смесь ферромагнитной жидкости с керосином, на движение ладони «отзываются» электромагниты, и микроскопические частички металла, намагничиваясь в жидкости, вытраиваются в «ежеподобную» структуру.
Играет со зрителем и очередная интерактивная картина Константина Худякова, выполненная в соавторстве с компьютерщиками пермской группы Vitamin. Проводя пальцами по экрану, зрители могут буквально со всех сторон рассмотреть новую версию картины Сурикова «Утро стрелецкой казни».
 Экспонаты пермской выставки не скрывают, что они всеми силами стараются привлечь к себе внимание. Не скрывает этого и директор музея Марат Гельман, для которого этот проект не совсем привычный. Будучи галеристом, Гельман всегда находился на стороне художника, в первую очередь именно ему, как творцу произведений, создавая комфортные условия. Новый проект отодвигает специфические проблемы и тенденции искусства, на первый план выходит желание привлечь в музей максимально демократичную аудиторию. И, судя по выставке, музей вниманием зрителей обделен не будет.
 

Поделиться:
Все новости компаний