Газета
 28 декабря 2009, 13:20   1517

Сыграть стихотворение

Сыграть стихотворение
В театре «Сцена-Молот» три дня разговаривали в рифму.

В рамках поэтического фестиваля СловоNova открывшийся буквально на днях театр «Сцена-Молот» показал три необычных спектакля. Необычны они тем, что это поэтические спектакли. И здесь требуется уточнение: обычно, употребляя слово «поэтический» по отношению к спектаклю, имеют в виду либо постановку о жизни поэта, в которой герои попутно читают стихи, либо пьесу, написанную не прозой, а стихами.
К спектаклям, поставленным в театре «Сцена-Молот», это не имеет отношения, здесь режиссеры и актеры поставили перед собой действительно непривычную задачу сыграть стихи. И они эту задачу выполнили, это был не вечер поэзии, а настоящий театр с драматургией и сюжетом, а главное – с жизненной историей.
В истории советского и российского театра есть поэтический спектакль «Антимиры», его поставил в 1965 году Юрий Любимов в театре на Таганке по стихам Андрея Вознесенского. Если копнуть глубже, то можно вспомнить «Синюю блузу», театр существовавший в 30-е годы, где одетые в синюю униформу люди читали стихи, в том числе хором и под музыку.
«Действительно, поэтический спектакль – это хорошо забытое старое, – подтверждает Эдуард Бояков, арт-директор театра «Сцена-Молот». – Но я бы сказал, что началось все задолго до «Антимиров». Если обратиться к традиции серебряного века и времени ему предшествующему, то мы увидим, что поэтическая декламация была заложена в системе подготовки актера. У Любимова в 1963–1965 годах это уже была не часть системы, а его частная творческая художническая инициатива. К тому времени внимание к поэтическому слову мы уже потеряли, скорее всего, из-за того, что жили в обществе, где слишком много вранья. А поэзия этого не терпит».
Три спектакля, поставленные в «Сцене-Молот», имеют почти одинаковые названия: «Вера Полозкова. Стихи о любви», «Елена Фанайлова. Стихи о любви», «Вера Павлова. Стихи о любви». Этих трех поэтов выбрал Эдуард Бояков, который осуществил постановку спектакля по стихам Елены Фанайловой и – совместно с режиссером Еленой Шевелевой – Веры Полозковой. Спектакль по стихам Веры Павловой поставил Дамир Салимзянов, главный режиссер театра «Сцена-Молот».
По словам Эдуарда Боякова, для него как для режиссера важнейшим моментом, который отнял огромное количество времени и сил, была работа по выстраиванию истории. С одной стороны, это поэтическая история, которая отражает развитие языка поэта, с другой стороны – это частная личная история.
«Я выбрал три наиболее раздражающие фигуры в современной женской поэзии – Веру Полозкову, Елену Фанайлову и Веру Павлову, – подчеркивает Эдуард Бояков. – Они очень острые, они очень искренние, и их стихи дают основание говорить не просто о манере изложения или интонации, а о биографии и судьбе. Судьбе художника и личности».
Стихи Елены Фанайловой отличает резкость, почти мужская жесткость выражения чувств. Наверное, поэтому в спектакле ее стихи играют не только актрисы, но и актер. В ее стихах есть то, что раньше назвали бы социальной направленностью. Возможно, свой отпечаток наложила профессия, много лет Елена Фанайлова работает корреспондентом радио «Свобода» и как журналист постоянно сталкивается с самыми острыми проявлениями негуманности современного мира. Впрочем, не только как журналист, но и как личность, остро реагирующая на все, что происходит вокруг, и вопреки всему отстаивающая свое право быть собой: «Я же показываю работу родной речи/В стране природных ресурсов».
В спектакле нашел отражение и самый известный цикл стихотворений Елены Фанайловой «Подруга пидора». Самое шокирующее в нем – это название, кстати, ненормативной лексики в стихах женщин-поэтесс (по сравнению, например, с драматургами) очень мало.
В стихах Веры Павловой явной гражданской темы нет, они все о любви, о самых тонких оттенках этого всеобъемлющего чувства. Режиссер Дамир Салимзянов, выстраивая образ лирической героини, вывел на сцену десять актрис. Но они играют не роли, которые приходится исполнять женщине в жизни, а разные состояния ума, души и тела в разные моменты бытия. Здесь и обнаженная чувственность – «Когда я под тобой лежу /Торжествующе гордо /Мне кажется я тебя выношу /Из осажденного города», и пронзительное отчаяние – «Божья мама, спаси мою маму /Сыне Божий, помилуй отца». И, конечно, ирония, которая часто звучит в стихах Веры Павловой. Например, в коротком стихотворении «Подражание Ахматовой»: «И слово «х...» на стенке лифта /Перечитала восемь раз». Режиссеру удалось не только чутко уловить все эти состояния, но и воплотить их в драматические образы.
По словам Эдуарда Боякова, арт-директора театра «Сцена-Молот», он намерен постоянно обращаться к поэзии, которая для него является одной из основ построения нового театра и входит в систему воспитания актеров.
 

Поделиться: