Газета
 07 декабря 2009, 13:20   1469

Развитие без революции

Развитие без революции
Пермь в очередной раз посетили разработчики городского мастер-плана. В ходе финальной презентации властям и общественности представили процесс превращения концепции в Генеральный план.
Автор: Кирилл Перов

На минувшей неделе в Перми находилась с рабочим визитом делегация специалистов голландской компании KCAP, а также других организаций, участвующих в разработке мастер-плана Перми. Встреча с городскими властями прошла в рамках презентации пятого, заключительного этапа подготовки концепции планировочного развития краевой столицы. Кроме того, руководство города, иностранные эксперты и представители общественности обсудили, как выстроить связи мастер-плана с конкретными нормативными документами и будущим Генеральным планом.
Предложили механизмы. В своем выступлении руководитель компании KCAP Кейс Кристиаанс отметил, что мастер-план Перми фактически  готов. По словам голландского специалиста, срок сдачи окончательного варианта схемы планировочного развития города – февраль 2010 года. Как подчеркнул г-н Кристиаанс, мастер-план не является законодательным актом, это своего рода соглашение между властями, бизнесом и общественностью по вопросам пространственного развития Перми до 2050 года. Для воплощения стратегии в жизнь KCAP предложила несколько конкретных механизмов. В первую очередь эксперты выступили с инициативой образования экспертного совета – DRB (Design Review Board), который займется проверкой реализуемых в Перми архитектурных проектов на соответствие философии, заложенной в мастер-плане. Ориентировочно коллегиальный орган будет создан на основе градостроительного совета при главе Перми, его заседания предполагается проводить ежемесячно.
Большой блок задач KCAP выделяет для мероприятий в просветительской сфере. По замыслу разработчиков, необходимо развернуть деятельность по популяризации мастер-плана среди населения Перми, а также участников строительного рынка. И, наконец, главной задачей Кейс Кристиаанс видит трансформацию принципов концепции развития города в Генеральный план.
Определили главное. Для наиболее эффективного пространственного развития Перми KCAP предложила сформировать и самостоятельно курировать список приоритетных проектов. В него, в частности, войдут реконструкция городской набережной, модернизация транспортного узла в районе вокзала Пермь II, проектировка квартальной застройки в микрорайоне Разгуляй. Кроме того, глава Перми Игорь Шубин предложил иностранным экспертам на примере улицы Ленина (участок от Куйбышева до цирка) разработать такой формат пермской улицы, ориентируясь на который местные архитекторы смогут в будущем реализовать свои проекты.
Предложения КСАР по развитию транспортного узла в районе вокзала Пермь II сводятся к замыслу по созданию архитектурно-транспортного комплекса «городских ворот». По идее разработчиков, кольцевое движение необходимо перенести по другую сторону железнодорожного тоннеля, чтобы «разгрузить» район расположения будущей привокзальной площади. Само здание Перми II объединит в себе железнодорожный и автобусный вокзалы. В целом же предлагаемый перенос транспортного кольца, по оценкам Кейса Кристиаанса, важное логистическое решение для транспортной инфраструктуры Перми.
В мастер-плане также указано рекомендуемое КСАР место для строительства третьего моста через Каму – в устье реки Данилихи.
Приоритет – трамваям. В рамках разработки транспортной схемы Перми, включенной в мастер-план, предлагается использовать систему продольно-радиальных связей. Примером продольной связи в презентации специалисты КСАР назвали связку Пермь II – Пермский государственный университет – проспект Парковый. Идея использования профиля продольно-поперечных связей позволяет определить уровень нагрузки на дороги в зависимости от статуса и месторас-положения.
Одним из основополагающих принципов организации транспортного движения Перми предлагается приоритет общественного транспорта. Как отметил в ходе обсуждения глава Перми Игорь Шубин, власти города уже сегодня активно продвигают развитие трамвая как наиболее безопасного вида городских пассажироперевозок. По словам мэра Перми, он готов и в дальнейшем лично курировать такой проект. Кроме того, иностранные эксперты рекомендуют предоставить максимальные преимущества общественному транспорту в центре города.
В целом представители КСАР одобрили качество улично-дорожной сети Перми и приняли существующую систему за основу без каких-либо кардинальных изменений. Эксперты предложили комплекс мер по улучшению имеющихся городских артерий. В частности, одним из постоянно применяемых способов организации движения станут выделенные полосы для общественного транспорта, которые сейчас существуют на ряде пермских улиц в экспериментальном режиме, а также дополнительные «правые» полосы на перекрестках с повышенным уровнем трафика (например, Куйбышева – Стаханова). 
По зеленому кольцу Перми. Особое внимание в мастер-плане уделено развитию так называемого  зеленого кольца Перми, включающего создание в долинах малых рек рекреационных зон. Например, в районе реки Данилихи эксперты предполагают возведение пешеходной улицы вдоль водного пространства с выходом на Каму. Сейчас данная местность используется, по мнению зарубежных архитекторов, недостаточно эффективно. В частности, стоят задачи по очистке берегов от мусора и понижению уровня загрязненности воды в самой речке. Комплекс мер по повышению доступности долины Данилихи, прописанный в мастер-плане, позволит образовать здесь уникальный культурный объект при сравнительно небольших инвестициях. Причем перепады высот не смущают разработчиков: на примере аналогичных зон в европейских городах КСАР предлагает разделить на разные уровни движение пешеходов и велосипедистов.
Особое место в проекте развития долины Данилихи занимают просветительские мероприятия. Для изменения отношения горожан к статусу рекреационного объекта предполагается обозначить место общественного отдыха особыми визуальными знаками, например: «Чистая вода» и пр.
Другим масштабным проектом в рамках мастер-плана является превращение в рекреационную зону места основания Перми – Егошихинского лога. В исторической части города предлагается провести границу долины реки Егошихи, восстановить рельефный ландшафт и проводить систематическую политику сохранения памятников культурного и исторического наследия. В перспективе здесь должен образоваться городской «балкон» из исторических зданий в ансамбле с Петропавловским собором.

Комментарий

Игорь Шубин, глава г. Перми:

– Очень важно, что Пермь подходит к финальному этапу разработки мастер-плана. Согласно планам, к первому кварталу 2010 году создание документа должно быть завершено. На основе идеологии предложенной концепции пишется Генеральный план, который, согласно законодательству, должен появиться не позднее 2012 года.
Для превращения мастер-плана в Генплан администрацией Перми и компаниями-разработчиками намечен ряд организационных шагов. Потребуются усилия управлений и департаментов, огромная личная ответственность руководителей ведомств.
Сегодня нам представлено общее понимание того, как должна застраиваться Пермь. Но реализовывать принципы, прописанные в мастер-плане, будут российские архитекторы. Конечное решение – каким быть городу – за пермяками. Именно поэтому архитектурное сообщество Перми должно понимать современный контекст развития агломерации и чувствовать, что происходит на наших улицах. Мастер-план как акт гражданского согласия по пространственному развитию города на ближайшие десятилетия поможет сделать эту работу наиболее эффективной.
Сегодня мы приняли и одобрили идею развития зеленого кольца Перми. В городе есть места, где могут разместиться современные рекреационные зоны – например  долины рек Данилихи и Егошихи, описанные в мастер-плане. В перспективе парки и скверы образуют единое зеленое пространство, проходящее по всей территории города. Важно отметить, что в предлагаемой планировочной концепции нет революционных мер – это обоснованный, протестированный специалистами KCAP поступательный метод развития нашего города, основанный на его географических и планировочных особенностях.
Часть мероприятий мастер-плана касаются развития транспортной инфраструктуры города. Примечательно, что в большинстве это малозатратные, но исключительно важные меры: регулирование режима работы светофоров на  проблемных перекрестках, добавление выделенных полос для движения общественного транспорта, организация пешеходного движения.
В целом представленный КСАР мастер-план являет собой новое видение развития Перми в долгосрочной перспективе. Практическое применение принципов документа позволит нам использовать мировой опыт городского планирования.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний