Газета
 30 ноября 2009, 13:20   1012

«Жизнь человека»

«Жизнь человека»
В Театре-Театре сыграли, спели и станцевали пьесу Леонида Андреева.

Когда весной художественный руководитель Театра-Театра Борис Мильграм объявил о намерении поставить пьесу Леонида Андреева «Жизнь человека», отношение к этому было скорее отрицательное. Не самый оптимистичный драматург для кризисного времени, ну ладно хоть не «Рассказ о семи повешенных».

Но режиссер обманул ожидания всех – он поставил арт-оперу. Писать музыку был приглашен известный композитор Владимир Чекасин, в числе прочего создавший музыку для фильмов Павла Лунгина «Такси-блюз» и «Свадьба».

«Музыка, которую написал Чекасин, просто уникальна, потому что он предложил внутри одного спектакля очень разные музыкальные формы, – рассказывает Борис Мильграм. – И это в свою очередь дало мне возможность использовать разные театральные формы, порой даже несовместимые».

Сценографией спектакля, а также масками и куклами для постановки занимался Теодор Тэжик, известный российский художник «изобретатель» гравицаппы и пепелаца в фильме Георгия Данелии «Кин-дза-дза!».

Такой творческий коллектив и осуществил постановку «Жизни человека» как спектакля, объединившего и замкнувшего внутри себя ряд отдельных маленьких спектаклей – драматических, хоровых, пластических, которые в какой-то мере самодостаточны и даже могут существовать отдельно. Говоря о своей новой постановке, Борис Мильграм отметил, что, несмотря на то что он не любит термин «тотальный театр», это он и есть. То есть театр, который обрушивается на зрителя и сразу забирает все его эмоции.

Сюжет спектакля режиссер укладывает в две фразы: «Человек родился, жил в бедности и был абсолютно счастлив, затем стал знаменит и богат, но все потерял. Он присвоил себе свои завоевания, а потом оказалось, что ему ничего не принадлежит». Кончается спектакль тем, чем заканчивается жизнь любого человека, – смертью.

«Текст Леонида Андреева нерифмованный, но очень ритмизированный. И петь его не так сложно, главное было – правильно расположить строки, – говорит Владимир Чекасин. – Все мои мелодии, написанные для спектакля, имеют песенный характер». Кстати, многочисленные повторы текста, которые удивляют некоторых зрителей, заложены и в тексте Леонида Андреева.

В процессе работы пьеса претерпела некоторые сокращения, иначе, по словам Владимира Чекасина, спектакль шел бы не три с лишним часа, а все десять. Но действующие лица остались все, включая и самого таинственно-мистического персонажа, которого драматург обозначил как Некто в Сером. У Леонида Андреева Некто в Сером – это мрачная фигура, знающая все наперед, общающаяся с высшими силами и беспристрастно сопровождающая героя по жизни. В спектакле пермского театра на сцене присутствует большая тряпичная кукла – это и есть Некто. Временами он выходит из себя, то есть актер Михаил Чуднов вылезает из тряпичного нутра, временами бывает смешным и нелепым. По его интонациям можно понять, что ему бывает жаль героя, но сам Некто лишь ретранслятор Рока, заставляющего человека жить по чужому замыслу. Как и в пьесе Андреева, в спектакле есть Старухи, но это не какие-то конкретные персонажи, а скорее мойры или парки, плетущие нить судьбы. И конечно, совершенно особенную роль в арт-опере играет хор, он, как в античном театре, принадлежит к главным действующим лицам, комментируя все происходящее с героем. При этом временами еще и разделяется на женский хор и мужской.

Равнодушным с «Жизни человека» точно не уйдет никто, а три премьерных спектакля уже вызвали его оживленное обсуждение.

Поделиться:
Все новости компаний