Газета
 30 ноября 2009, 13:20   1382

Красиво пить не запретишь

Красиво пить не запретишь
По оценкам экспертов «bc», рынок корпоративных праздников постепенно приходит в себя и возвращается к показателям 2007 года. Для полного восстановления рынку понадобится как минимум еще 3–4 года.

Конец ноября – время, ставшее уже традиционным для компаний разных отраслей, когда те начинают массово задумываться о проведении новогоднего корпоративного праздника. И если крупные предприятия спланировали свои бюджеты на Новый год еще в конце августа, то малый и средний бизнес начинает искать способ досуга в самый последний момент.

В прошлом году многие компании (по большей части финансовые) отказались от проведения традиционных новогодних корпоративов, а оставшиеся, более состоятельные, сократили бюджеты в несколько раз и вычеркнули из меню дорогие блюда и отказались от приглашенных звезд. В нынешнем году ситуация постепенно начинает стабилизироваться, однако кардинально пока не меняется. Заявки на проведение праздников подали на 10–15 % компаний больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

2009 год. Арт-директор ночного клуба «Ветер» Антон Богданов в беседе с корреспондентом «bc» отметил, что по сравнению с прошлым годом нынешние праздники планирует отмечать больше предприятий малого и среднего бизнеса, чем в прошлом году: «Празднования 2008 года прошли для небольших предприятий в формате офисных посиделок». Директор филиала «Comedy Club Production Урал» Алексей Хренов добавляет: «Если в прошлом году финансовый кризис родил панику среди компаний, то в этом году ситуация стала более спокойной, хотя бюджеты практически не увеличились».

Эксперты говорят, что заказов в этом году больше на 15–20 %. Event-консультант креативно-производственного бюро «Сахар» Евгений Кривенко отмечает, что бюджеты на развлечения по-прежнему невелики, однако заказчики все чаще стали обращать внимание на внутреннее содержание праздника. «Сократились такие статьи расходов, как оформление праздника, приглашенные звезды и подарки, – говорит г-н Кривенко. – Сотрудники предприятий по наставлению руководства сами готовят творческие номера. Тем временем объемы по государственным и муниципальным заказам растут». В пресс-службе администрации города эту информацию опровергли, пояснив «bc», что расходы на праздничные мероприятия не увеличились.

Звезд не хотят. Компании начинают пересматривать культуру корпоративных мероприятий. Алексей Хренов уверяет, что у фирм изменились цели. «Раньше эти праздники устраивались для поддержания имиджа компании, – говорит собеседник, – сейчас же эти вечеринки организовываются непосредственно для себя, для развлечений, а посыл имиджа остается лишь следствием».

Евгений Кривенко добавляет: «Насколько мне известно, специально приглашенных именитых звезд в этом году не будет ни у кого, однако все хотят чего-то особенного, например больше кабаре, цирка. И пермских артистов жалуют все меньше – заказывают артистов иногородних и молодых».

В соседнем Екатеринбурге ситуация аналогичная. Event-директор креативной группы «Идея» Анна Кириллова в беседе с корреспондентом «bc» призналась, что звезд не заказывает в этом году никто, так как это значительно увеличивает смету. Алексей Хренов добавляет: «Действительно, тенденция сохранилась еще с прошлого года – звезд не хотят, хотя те и стали стоить в разы дешевле».

А вот Антон Богданов не исключает появления в Перми известных артистов, однако поясняет, что если крупные компании и привезут кого-то, то для основной массы этот концерт останется тайной, как это уже случалось с приездом в город таких крупных звезд, как Touch And Go, Tiger Lillies и Jamiroquai.

Антон Богданов смотрит на ситуацию с исполнительной точки зрения: «Кризис отучил людей шиковать. Сегодня появляется новая тенденция – отмечать корпоративные праздники в ночных клубах, интегрируя их в проводимую вечеринку, что значительно экономит средства компаний».

Директор креативного агентства «Рыжая ворона» Юлия Иванова говорит, что на сегодняшний день развита тенденция тематических мероприятий. «Любое корпоративное событие решает задачи тимбилдинга и развитие лояльности сотрудника по отношению компании, – говорит собеседница. – На пермском рынке можно найти агентства, которые реализуют самые невероятные задумки». Тем временем г-жа Иванова утверждает, что расходы компаний на эти задумки сократились в полтора раза.

Интегрирование и объединение. В нынешнем году новогодние корпоративы примут новую форму проведения.

Анна Кириллова:

– Мы обратили внимание на то, что заказчики перестали ждать от нас чего-то особенного и сами начали предлагать способы сократить бюджеты на мероприятия. Например, все чаще появляются предложения по объединению нескольких компаний для празднования. В основном это либо партнеры по бизнесу, либо компании, работающие в одной отрасли.

Антон Богданов эту ситуацию подтверждает: «Один корпоратив на несколько компаний выходит дешевле – это своего рода оптовая закупка. Появляется и так называемая «европейская тенденция» – заказчики отказываются от застолья и просят организовать фуршет, но чаще всего мы начали сталкиваться с тем, что компании просто выкупают одну или несколько VIP-лож в ночном клубе».

Алексей Хренов уверен, что «ресторанный» формат празднования больше не востребован. «На самом деле многое зависит и от размеров компании-заказчика. У среднего и малого бизнеса один формат, у крупных предприятий он совершенно другой – праздник может доходить до уровня шоу», – поясняет г-н Хренов.

На бартер не пойдут. Несмотря на остающуюся сложной экономическую ситуацию, организаторы неохотно идут на бартер, который предлагают им компании.

Анна Кириллова объясняет, что бартер на рынке организации корпоративных праздников не востребован по нескольким причинам: «Во-первых, практически ни одна компания не может предложить нам тот продукт, в котором мы нуждаемся. Иногда, конечно, речь может идти о рекламе как о предмете бартера, но в предновогодний сезон эти предложения неактуальны, – поясняет эксперт. – Во-вторых, причина еще и в том, что зачастую компании-организаторы имеют собственные ресурсы, например те же медиаканалы, по которым и распространяется реклама». С коллегой согласен и Антон Богданов, уверяющий, что ночные клубы на бартер не идут, даже если им его и предлагают: «Можно вспомнить буквально пару случаев, когда мы сотрудничали с компанией по данной схеме».

Расценки. Цена вопроса проведения корпоративного празднования остается цифрой нестабильной и плавающей, уверены эксперты.

Алексей Хренов:

– Корпоратив стоит ровно столько, на сколько это необходимо заказчику. Если им нужна развлекательная программа, то это обойдется предприятию от 80 до 300 тыс. рублей. Плюс затраты на помещение и сам стол.

Антон Богданов называет более конкретные цифры: средний чек на человека составляет порядка 2–2,5 тыс. с учетом кухни и алкоголя. Аналогичные цифры называют и в креативной группе «Идея».

Евгений Кривенко говорит о меньшей сумме – 1,5–2 тыс. рублей. «Если раньше корпоративное мероприятие на 200 человек стоило в пределах 500–800 тыс. рублей, то сейчас можно говорить о значительном падении цен на проведение праздников и на аналогичный проект потратить 200–350 тыс. рублей, – добавляет г-н Кривенко. – Стали подходить более экономно к выбору площадок и покупать меньше дорогого алкоголя, что раньше, после звезд, было основной статьей расходов».

Перспективы развития рынка. О перспективах развития рынка эксперты «bc» говорят по-разному. Анна Кириллова говорит, что для восстановления показателей рынка 2007 года потребуется порядка пяти лет. Алексей Хренов называет несколько иные цифры: «В прошлом году рынок просел на 80 %. В 2009 году мы отстаем от показателей позапрошлого года уже на 65 %. Если все будет развиваться равномерно, то для полного восстановления отрасли нам понадобится как минимум 3–4 года, что, в принципе, не так уж и много».

Собеседники «bc» отмечают, что кризис отразился на развлекательной отрасли так остро именно потому, что рынок до 2007 года показывал бурный рост, а после финансового кризиса «откатился» на пять лет назад. Юлия Иванова полагает, что рынок будет показывать рост: «Рынок праздничных услуг непрерывно растет, появляются новые технологии, новые люди, агентства и просто частные лица».

Алексей Хренов уверен, что в Перми, как и во многих других регионах России, до сих пор отсутствует понятие структурированности рынка: «Сегодня мы находимся на уровне полустоличной организации. Расти рынок будет, однако вопрос в другом: какими темпами и как качественно. И уровень исполнения у нас в городе по-прежнему страдает», – подытожил Алексей Хренов.

Свадебное агентство Ажур-Веддинг - лучшее свадебное агентство Москвы,  которое организует свадьбу в короткие сроки на высшем уровне. Прежде чем приступить к подготовке, мы продумаем стилистику свадьбы, которая сделает ваше торжество неповторимым!
Поделиться:
Все новости компаний