Газета
 30 ноября 2009, 13:20   1378

Среди жирафов и бегемотов

Пермские телекомпании в борьбе за рекламодателей бьются за свой рейтинг, интерпретируя данные исследовательской группы TNS Россия. Арбитром в споре выступает УФАС, при этом эксперты считают, что сами данные TNS для Перми могут быть спорны.
Автор: Кирилл Перов

Управление федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю признало телекомпанию «ВЕТТА» нарушившей антимонопольное законодательство. Дело, возбужденное по заявлению ТК «Рифей-Пермь», было рассмотрено 10 ноября.

Поводом для обращения в УФАС стала информация, размещенная на сайте ВЕТТА и рассылавшаяся потенциальным рекламодателям по электронной почте весной 2009 года. В этих материалах проводилась сравнительная оценка аудитории пермских телеканалов, выполненная с использованием данных исследований «TNS Россия».

«Информация, размещенная ВЕТТА, была некорректна: например, отмечено, что период вещания «Рифея» составляет 3 часа. Это подмена понятий – по соглашению с сетевым партнером мы можем размещать рекламу в эфире «РенТВ» круглые сутки, – возмущен генеральный директор ТК «Рифей-Пермь» Владимир Прохоров. – Нам неинтересно, насколько ВЕТТА изменила свои показатели, но в своих посланиях клиентам конкурент занизил рейтинги «Рифея» в несколько раз».

При рассмотрении дела УФАС запросило разъяснения у TNS. При этом выяснилось, что данные, опубликованные ВЕТТА, по словам представителей ведомства, «не были согласованы с исследовательской группой». Как пояснила «bc» руководитель отдела регионального развития «TNS Россия» Светлана Попова, компания предъявляет строгие требования при публикации в СМИ результатов своих исследований. Например, при этом обязательно должен указываться период, регион исследования, его аудитория и т. д. «Это делается для того, чтобы читатели могли правильно их оценить. Здесь это требование было нарушено», – утверждает Светлана Попова. В результате факт опубликования рейтингов без необходимых пояснений все же был признан УФАС приемом недобросовестной конкуренции.

«В течение трех заседаний комиссии УФАС мы последовательно опровергали доводы «Рифея» о наличии в наших действиях каких-либо нарушений законодательства, – отмечает маркетолог ВЕТТА Александр Нода. – Поскольку на последнем слушании дела я не присутствовал, мне сложно комментировать решение регулятора. Надеюсь, все прояснится на очередном заседании 25 ноября». «Когда бегемот смотрится в зеркало – он не сможет увидеть там жирафа, как бы он этого ни хотел», – комментирует ситуацию генеральный директор ВЕТТА Елена Андреева. «Ситуация на рынке телевизионных СМИ в Перми меняется, и данные TNS это иллюстрируют, нравится это кому-то или нет. Мы намерены при необходимости опротестовать решение УФАС», – настаивает она.

«Публикация условий проведение маркетинговых исследований, конечно, крайне важна. Без нее возникает возможность неправильной интерпретации его результатов», – отмечает директор института «УралИНСО» Алексей Русаков. При этом, по его замечанию и согласно экспертным оценкам, результаты замеров TNS непоказательны для Перми. Дело в том, что они делаются на основании показаний пипл-метров – специальных приборов, подключаемых к телевизору, которые автоматически фиксируют, какую программу и как долго смотрит каждый член семьи, у которой он установлен. «Сеть пипл-метров построена для оценки общероссийской аудитории телеканалов, и на этом уровне данные компании достоверны. Для тех же городов, где установлено менее 100 приборов (а в Перми, по нашим данным, их не более 70–80), эти исследования не дают полной информации. Тем не менее, получая результаты замеров от сетевых парт-
неров, пермские телекомпании, потупив взор, используют их в своих целях», – констатирует Алексей Русаков.

«По регионам аудитория телеканалов, конечно, измеряется недостаточно хорошо, – соглашается Владимир Прохоров. – Те же пипл-метры установлены в Перми – а ведь пермские телеканалы принимаются и, например, в Соликамске. Двух источников данных – TNS и УралИНСО – явно недостаточно для составления полной картины, так как они серьезно отличаются друг от друга».

«Пермскому медийному рынку действительно не хватает качественных исследований», – разделяет приведенную точку зрения генеральный директор телекомпании «УралинформТВ» Галина Цвет. По ее словам, это создает условия для манипулирования сознанием рекламодателей со стороны отдельных СМИ. «Мы больше полагаемся на собственные оценки популярности у телезрителей – например, по количеству посещений сайта телекомпании, интенсивности интерактивного голосования. Думаю, одно из перспективных направлений деятельности телекомпаний – вещание через Интернет – позволит получить более точные данные о количестве и предпочтениях зрителей. Это, конечно, вопрос будущего, но мы к этому идем», – отмечает она.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний