Газета
 23 ноября 2009, 13:20   2273

Милая «Фадетта»

Милая «Фадетта»
Николай Боярчиков вернул на пермскую сцену старый добрый балет.

В Пермском театре оперы и балета с большим успехом прошла премьера балета «Фадетта».
Постановщик спектакля – известный петербургский балетмейстер Николай Боярчиков, лауреат Государственной премии России, народный артист России– пермякам хорошо знаком. Именно в Пермском театре оперы и балета он поставил свой первый спектакль – «Три мушкетера». С 1971-го по 1978 год Николай Боярчиков работал главным балетмейстером нашего театра, и это время осталось в истории как золотой век пермского балета. Событием театральной жизни тех лет стал балет «Ромео и Джульетта» в оригинальной редакции: несовместимость миров Монтекки и Капулетти была построена на сочетании белого балета, характерного танца и жанрово-бытовых сцен. После этого хореографа пригласили в Германию поставить «Ромео и Джульетту» в театре «Дойче опер». На пермской сцене Николай Боярчиков поставил еще несколько балетов: «Слуга двух господ» по Карло Гольдони, «Чудесный мандарин» Белы Бартока, «Царь Борис» Сергея Прокофьева. Огромным успехом у зрителей пользовался балет «Орфей и Эвридика» по рок-опере Александра Журбина. Сегодня Николай Боярчиков возглавляет Петербургский академический театр оперы и балета имени М. Мусоргского.
Впервые балет «Фадетта» был поставлен в 1936 году балетмейстером Леонидом Лавровским. Интересно, что музыка Лео Делиба первоначально была написана для другого балета – «Сильвия», сюжет его был слабым, и постановки постоянно проваливались. Но музыка была чудесной, и Лавровский решил создать новый балет.
В основу его сюжета легла повесть Жорж Санд «Маленькая Фадетта», он напоминает историю, рассказанную Александром Куприным в повести «Олеся», по которой в середине прошлого века был снят французский фильм «Колдунья» с Мариной Влади в главной роли.
По словам балетмейстера, его выбор пал именно на этот полузабытый спектакль, потому что сегодня из балета как искусства танцевального уходит театр.
«Мы все время что-то свергаем. Сначала мы свергали драмбалет, – говорит Николай Боярчиков. – Я помню, как в советское время к нам в первый раз приехал Баланчин и привез свои спектакли. Это был шок! И после этого стали делать много бессюжетных симфонических балетов. И я тоже был в числе борцов за этот новый балет». Но сегодня балетмейстер хочет, чтобы его спектакль апеллировал не только к интеллекту, заставляя зрителя искать подтексты, а обращался к чувствам человека. Его новый спектакль – настоящий драмбалет, где у каждого героя не партия, а роль. И в процессе работы над «Фадеттой» от пермской труппы Николай Боярчиков требовал именно актерского мастерства, выразительности переживания, которая сродни драматическому искусству.
Еще одна причина, по которой была выбрана именно «Фадетта», – это желание отдать дань памяти балетмейстеру Леониду Лавровскому, в спектакле которого Николай Боярчиков когда-то танцевал главную партию. В пермской «Фадетте» Николай Боярчиков как бы пересказал своими словами версию постановки Лавровского, сохранив фрагменты хореографии и режиссерского решения спектакля 1936 года. Но, конечно, это совсем другой спектакль, кроме прочего, Николай Боярчиков сократил его до двух актов, ввел комедийную линию, но главное – изменил интонацию: балет выглядит намеренно старомодным. Постановщик словно бы оглядывается назад и предлагает нам полюбоваться милой стариной.
Ощущение доброго старого балета создает и оформление спектакля, костюмы и декорации, над которыми работал петербургский художник Вячеслав Окунев, заслуженный художник России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска». «Живописные и художественные решения отсылают нас в прошлое, но это – сознательная старомодность, и решена она методами и технологиями ХХI века, – объясняет Вячеслав Окунев. – Действие балета происходит в ХIХ веке, Лавровский поставил его в 30-х годах прошлого века, но мы рассказываем эту историю сейчас и пользуемся совершенно другим языком».
Работой с пермскими артистами Николай Боярчиков остался доволен, особенно отметив Сергея Мершина и Ивана Михалева, исполняющих в «Фадетте» партию Рене, и исполнительниц роли Фадетты Марию Меньшикову и Инну Билаш. Для Инны Билаш это первая главная роль.
Художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян счел постановку «Фадетты» удачной, и в настоящее время между ним, Николаем Боярчиковым и руководством Пермского хореографического колледжа идут переговоры о возможности дальнейшего сотрудничества.
Следующая премьера ждет пермских зрителей уже в декабре. Новый балетмейстер театра Алексей Мирошниченко поставит балет «Венгерские танцы» на музыку Брамса.
 

Поделиться:
Все новости компаний