Газета
 09 ноября 2009, 13:20   2837

Больше не наливать!

Краевые власти рассматривают вопрос о запрете продажи пива на фудкортах в торговых центрах. Предприниматели намерены отстаивать свои права и готовы оспорить федеральное законодательство.

На минувшей неделе в Министерстве развития предпринимательства и торговли Пермского края состоялось сразу несколько совещаний, на которых обсуждался вопрос о прекращении продажи пива на фудкортах в пермских торговых центрах. На встречу с чиновниками были приглашены предприятия общепита, а также представители компаний, чьи площади арендуют операторы фудкортов.
Краевые чиновники не исключают, что еще до нового года в федеральный законопроект о продаже пива будут внесены изменения и фудкорты приравняют к общественным местам, где запрещено распитие спиртных напитков. По словам заместителя министра развития предпринимательства и торговли Пермского края Сергея Нагибина, такие площадки отличаются от кафе и ресторанов тем, что туда открыт доступ как взрослым гражданам, так и подросткам. И если первые покупают пиво, то вторые, глядя на них, выстраивают соответствующую, неправильную, модель поведения. «Сегодня эта проблема не решена на законодательном уровне, а контролируется только морально-этическими нормами, – отмечает Сергей Нагибин. – Мы предложили бизнесу совместно выработать меры, которые помогли бы оградить подростков от демонстрации распития спиртных напитков. Пока никаких окончательных решений не принято».
В качестве одного из вариантов в Минторге предлагают отделить предприятия общепита, торгующие алкоголем, от тех, где не ведется продажа пива и других алкогольных напитков. В качестве примера Сергей Нагибин привел организацию мест общественного питания в ТЦ «Столица», где фудкорт отделен от ресторана «Стейк-хаус», торгующего алкоголем. Меры по разделению ресторанного дворика на две части, по словам Сергея Нагибина, предпринял также владелец такого дворика в торговом центре «Семь Пятниц».
Вместе с тем замминистра признал, что шаг по ограничению продажи пива, возможно, повлечет сокращение доходов операторов, а как следствие, и снижение для них арендных ставок.
Предприниматели, согласившиеся дать комментарий по поводу инициативы чиновников, оценивают ее скептически.
По словам генерального директора компании «Алендвик» Александра Никифорова, доля продаж пива и других алкогольных напитков на фудкортах ничтожна мала по сравнению с общим оборотом предприятия. «Мы согласны, что фудкорты – не те места, где пиво и другие алкогольные напитки должны литься рекой, – отмечает руководитель предприятия общепита. – Сюда приходят семьями, с детьми либо компаниями молодежи. Фудкорты привлекают людей не алкогольными напитками, а универсальной возможностью и поесть, и себя показать, и детей развлечь, и пообщаться, но только не для того, чтобы выпить! Поэтому мы не понимаем, из чего исходит инициатива запретить продажу алкоголя на фудкортах».
Генеральный директор делового центра «Колизей» Марина Медведева отмечает, что выручка операторов фудкорта от продажи пива составляет не более 5–7 % от общих объемов продаж. «Операторы общепита, конечно, могут обратиться к нам с просьбой о снижении арендной ставки, если им будет запрещено продавать алкоголь, но это не значит, что мы пойдем на такой шаг. Кроме того, меня больше волнуют посетители торгового центра, чьи права будут ущемлены, если на фудкортах запретят продажу пива», – заявила собеседница «bc». Главным аргументом против такого запрета, по словам руководителя торгового центра, является то, что фудкорт не может быть приравнен к общественным местам. «От ресторана он отличается только тем, что поесть здесь можно быстро. А подобные решения ставят их в неравные условия с другими заведениями подобного рода», – считает Марина Медведева.
Директор управляющей компании «ЭКС» Елена Жданова также не поддержала идею краевых властей о вынесении за пределы фудкорта ресторанов, торгующих алкоголем. По ее мнению, она нереализуема, а запрет по продаже пива негативно скажется не только на операторах фудкорта и на арендодателях, но и на других компаниях, работающих в торговом центре. «Категория посетителей, которые приходят в торговый центр, чтобы посидеть на фудкорте, выпить пива, а потом сделать какую-нибудь покупку, небольшая, но она есть», – отмечает Елена Жданова. Эксперты «bc» считают, что проблему с подростками не решить путем изоляции. По словам Елены Ждановой, если подростки перестанут наблюдать, как взрослые пьют пиво на фудкортах, это не значит, что они не увидят такой картины дома. «Решать проблему пристрастия к алкогольным напиткам среди населения Пермского края, да и в целом в стране, нужно другими способами. Например, прекратить ежедневное зомбирование молодежи по телевизору идеей «с пивом по жизни». Только пропаганда здорового образа жизни и запрет рекламы соответствующих продуктов помогут исправить ситуацию с пивным алкоголизмом среди населения, особенно среди молодежи», – считает Александр Никифоров.
По мнению Елены Ждановой, мера, которую предложили краевые власти, поставит игроков общепита в неравные условия. «Это предложение затрагивает только крупных игроков, ведущих организованный бизнес. Если оно будет реализовано, то эффект будет таким же, как после введения запрета на продажу алкоголя в ночное время. Крупные магазины подчинились закону, но при этом в киосках водка осталась практически в свободном доступе», – отмечает собеседница издания.
Марина Медведева заявила, что если поправки в федеральное законодательство будут приняты и фудкорты приравняют к местам общественного скопления людей, то она поднимет вопрос на совете директоров компании о том, чтобы оспорить данное решение в антимонопольном комитете, так как оно ставит игроков рынка в неравные условия.
 

Поделиться:
Все новости компаний