Газета
 09 ноября 2009, 13:20   2979

Автомобиль – не роскошь

Автомобиль – не роскошь
Депутаты обсудили логику повышения транспортного налога. Самым спорным стало повышение ставки для владельцев мощных и дорогих транспортных средств. Богатым снова повезло.

На минувшей неделе состоялось заседание постоянно действующей группы по налоговой политике. Депутаты обсудили ставший одним из самых злободневных законопроектов – по изменению ставок транспортного налога. В сообществе авто-владельцев активно обсуждается уход от налогового бремени путем регистрации «железных коней» на родственников-пенсионеров или в регионах, где повышение ставок окажется не столь существенным или не произойдет вовсе. В это время депутаты рассуждали, что необходимо, чтобы этого все-таки не произошло.
Перед заседанием в кулуарах рассказывали, что ожидается решение принципиального вопроса: губернатор настаивает на максимально высоких ставках в отношении мощных автомобилей, парламентарии же были настроены не столь категорично. В связи с этим неудивительно, что прояснить позицию исполнительной власти и еще раз озвучить существующие аргументы пришел сам губернатор края Олег Чиркунов. Главным основанием для принятия решения в пользу повышения ставок транспортного налога является потребность муниципалитетов в средствах на содержание и ремонт дорог. «В прошлом году муниципалитеты истратили на эти цели 2 млрд рублей, из которых 1,1 млрд рублей получены от транспортного налога», – объяснял губернатор. Второй важный момент – по мнению главы региона, повышение налога для транспортных средств с небольшим объемом двигателя окажется сопоставимым с уровнем инфляции: «Фактически в 2010 году люди будут платить те же деньги, что и несколько лет назад». Кроме того, Олег Чиркунов согласился, что в отношении бизнеса ставка на транспорт может обсуждаться, однако для большинства собственников автомашин однозначно повышаться. После десятиминутного монолога губернатора депутаты засыпали его вопросами, и только председатель группы Алексей Чибисов «одергивал» своих коллег. Депутаты воспользовались ситуацией присутствия губернатора в Заксобрании (что бывает достаточно редко) и высказали собственное видение вопроса и относительно поэтапного повышения ставок, и относительно различных категорий транспортных средств (автобусы, самолеты, яхты, моторные лодки и прочее). Пожалуй, жирной точкой в процессе обмена мнениями между депутатами и губернатором стала фраза парламентария Константина Окунева о проекте «24-20», а именно об итогах и уходе из региона ряда центров прибыли. Это явно задело г-на Чиркунова: «Я не знаю случаев массового ухода предприятий с территории края». Посетовав на то, что такого рода встречи бывают довольно редко, Олег Чиркунов пообещал, что в будущем их будет больше, и удалился, дабы парламентарии сами решили судьбу транспортного налога в Пермском крае.
Стоит отметить, что народные избранники не остались равнодушными к этому вопросу. Свое видение проблемы повышения ставок представили ни много ни мало восемь депутатов. Константин Окунев предложил произвести поэтапное повышение транспортного налога в течение трех лет, для того чтобы «дать возможность гражданам взвешенно подойти к вопросу приобретения автомашины». Его коллега Виктор Скутин внес аналогичное предложение, однако посчитал нужным провести повышение в течение последующих двух лет, до созыва нового состава Заксобрания. Фракция КПРФ также предложила нечто похожее: равными долями в течение трех лет произвести индексацию ставки до коэффициента четыре.
Одно из самых оригинальных решений предложил Алексей Чибисов, который инициировал внесение льготы в размере 50 % для владельцев транспортных средств, с года выпуска которых прошло не более 3 лет, и 25 % для собственников машин «не старше» 5 лет. Алексей Бурнашов посчитал необходимым ввести щадящие налоговые ставки.
Виктор Плюснин предложил не ломать существующую логику ставок транспортного налога: «Стоимость лошадиной силы не должна отличаться в разы. Поэтому я, основываясь на принципе «здорового консерватизма», предлагаю использовать опыт, с которым наш регион спокойно прожил прошедшие четыре года. А именно взять существующие ставки за основу и увеличить на коэффициент накопленной инфляции». Схожее предложение внес и Олег Жданов, который предлагал не увеличивать налог в отношении водного и воздушного транспорта. В связи с тем что на пермских дорогах достаточно большое количество машин, мощность которых ненамного превышает 100 л. с. (например, 105, 106 л. с.), депутат предложил расширить категорию 100 л. с. до 150 л. с.
Николай Демкин настаивал на сохранении существующей ставки для автомобилей до 100 л. с. (17 рублей), для этой же категории свыше 250 л. с. – 100 рублей с каждой л. с. Кроме того, для предпринимателей, оказывающих услуги перевозок, владеющих грузовыми автомобилями мощностью свыше 250 л. с., установить ставку в размере 65 рублей.
Большинство «за» депутатов было отдано предложениям Виктора Плюснина (подробнее – см. таблицу), таким образом, владельцы наиболее дорогих автомашин не понесут таких потерь, как ожидалось ранее. В итоге парламентарии высказали желание провести разъяснение в СМИ позиции народных избранников. «Сейчас мы выглядим в глазах избирателей как исчадие ада из-за того, что повышаем налоги. Между тем это далеко не так – пятикратного увеличения для всех категорий автовладельцев не произойдет», – сетовал депутат Сергей Митрофанов.
Виктор Плюснин, председатель комитета по политике развития территорий и общественной инфраструктуры:
– В законопроекте, подготовленном правительством, предлагалось повысить размер налога в среднем к существующему от 1,8 до 4-х раз. При этом максимальное увеличение касалось автомобилей с большой мощностью. Нам такая идеология показалась не совсем понятной. Несогласие с законопроектом вызвано отнюдь не жалостью к владельцам мощных и престижных авто. Как раз они бы такое увеличение как-нибудь пережили. Проблема – в прогрессивной шкале налога, которая все больше изживает себя. Ведь в данной редакции цена лошадиной силы, которая для одного вида транспорта по логике должна быть одинаковой, серьезно отличается: к примеру, для автомобиля мощностью до ста «лошадей» она стоит 25 рублей, от 150 до 200 – 50 рублей, свыше 250 «лошадей» – 150 рублей. Чем мощнее, а соответственно, престижнее и дороже автомобиль, тем выше цена лошадиной силы. Но ведь мы рассматриваем не налог на роскошь! Не налог на движимое имущество! Это все-таки транспортный налог! Ведь стоимость лошадиной силы не должна отличаться в разы. Именно такая логика заложена в том законе, по которому мы сейчас живем.
Автомобиль – не роскошь

Поделиться:
Все новости компаний