Газета
 26 октября 2009, 13:20   1461

Приоритет – трамваям

Приоритет – трамваям
Европейские специалисты презентовали транспортную стратегию Перми в рамках разрабатываемого Генерального плана. Особое внимание уделено развитию общественного транспорта, парковкам в центре города и рискам опустения городского центра.
Автор: Кирилл Перов

На минувшей неделе в Перми побывали разработчики транспортной схемы концепции Генерального плана города (мастер-плана) – специалисты бюро KCAP Architects & Planners (Нидерланды) и «Систематика» (Италия). В ходе рабочих встреч обсуждались вопросы развития и преобразования системы улично-дорожной сети, разработки модели транспортных потоков, управления дорожным движением, а также варианты размещения нового моста. С помощью представленного материала в 2010 году предполагается сформировать главный градостроительный документ города.
На пути к Генплану. При разработке транспортной схемы Перми специалисты использовали  Программу дорожного развития Пермского края до 2016 года, а также комплексные городские транспортные схемы. По замыслу разработчиков, мастер-план задает рамочную концепцию, в канве которой будет разрабатываться ряд более конкретных документов. При этом девиз документа – улучшать качество жизни в Перми, в том числе и в вопросах транспортного сообщения в краевом центре.
Лука Гуала («Систематика»):
– Мастер-план Перми представляет собой подобие конституции, общих положений, в рамках которых работают другие нормативные акты. Ключевые задачи концепции – переустройство общественного пространства вдоль дорог в Перми, продвижение улучшенной модели устойчивой мобильности (низкий уровень, влияния на застройку и людей) и охрана общественного здоровья.
Представленная в ходе визита концепция сочетает транспортное и территориальное планирование Перми. В предложенной схеме организации дорожного движения общественный транспорт и пешеходы имеют безусловный приоритет. В целом предполагается достичь баланса между всеми видами транспорта и участниками дорожного движения.
Как неоднократно подчеркивали в ходе презентации специалисты  «Систематики», раздел транспортной стратегии в рамках мастер-плана представляет собой не транспортную, а градостроительную концепцию, плотно связанную с транспортом. В связи с этим документ определяет основные артерии, по которым будет проходить общественный транспорт, с явным преимуществом трамваев и особым выделенным пространством для пешеходов и велосипедистов. Ограничения же получат только владельцы индивидуального транспорта, но не для всех дорог, а только в центре.
Глава Перми Игорь Шубин:
– Зарубежные специалисты полностью поддержали мэрию в развитии приоритета трамвая как вида городского общественного транспорта. Разработчики дали четкое представление, где и какие линии нужно развивать, определены этапы развития, краткосрочная и долгосрочная перспектива. Например, высказано суждение, что неправильно, когда на одной линии работают трамвай, троллейбус и автобус. Такая установка поможет нам определиться с приоритетами на конкретных улицах Перми, и при разумном распределении автобусы и трамваи способны решить все транспортные проблемы в городе.
Плюсы и минусы. Сильными сторонами Перми разработчики называют обширную железнодорожную сеть, равномерное распределение улично-дорожной сети, высокую востребованность общественного транспорта и умеренный уровень автомобилизации. Также положительной чертой города называется то, что его жители часто предпочитают ходить пешком.
Минусами Перми голландцы считают плохо увязанные между собой элементы дорожно-уличной сети, монофункциональные жилые комплексы и плохой доступ внутрь кварталов.
По мнению специалистов, потенциал Перми заключается в расположении города на Транссибирской магистрали, близость Камы, постоянный экономический рост, развивающаяся промышленность.
Одним из предлагаемых мастер-планом решений является переход на стратегию продольных и радиальных связей с внутренним городским кольцом. В данной системе возрастает роль общественного транспорта, в частности трамвая. Кроме того, голландцы предложили резервировать земли для дальнейшего создания выделенных полос для городского пассажирского транспорта.
Лука Гуала («Систематика»):
– В Перми существует хорошая улично-дорожная сеть, но она пока лишена смысловой иерархии. Существование «узких» мест дает возможность нам как урбанистам создать более широкую концепцию для «читаемой» системы городского уличного движения. На продольных и поперечных связях будут проходить ключевые точки транспорта с самым высоким трафиком. Фактически  мы готовим Пермь к интенсификации развития, которая ожидается в ближайшие годы.
Глава Перми Игорь Шубин:
– На сегодня в городе уже удачно сложилась улично-дорожная сеть, и она в состоянии обеспечить потребность города и сегодня, и к 2020 году. Глобальных изменений делать не надо. Но нам требуется приведение всего дорожного хозяйства к евростандартам: расширение перекрестков, выделение дополнительных полос при левом и правом повороте, установка интеллектуальных светофоров, изучение и управление пассажиропотоком.
О роли парковок. Еще одним важным вопросом стал принцип организации стоянок и парковок внутри кварталов. По мнению Игоря Шубина, очевидным плюсом стало предложение внести изменения в градостроительные нормы, регулирующие число парковочных мест возле домов. «Правила 1989 года явно устарели, так как сегодня на одну семью приходится больше одного автомобиля, поэтому уже сейчас нужно обсуждать планируемые изменения», – считает градоначальник.
Представленная к рассмотрению транспортная стратегия  Перми не является завершенным документом. В концепцию будут вноситься изменения, в том числе проводится экспертная оценка предлагаемых решений.
Глава Перми Игорь Шубин:
– Пока специалисты предлагают нам различные варианты и видение решения проблем, а мы выбираем. Для более полного понимания мы пригласили для обсуждения специалистов из Санкт-Петербурга, Иркутска, включили в диалог архитекторов и ученых из ПГТУ.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний