Газета
 26 октября 2009, 13:20   2143

Грузовикам здесь не место

Грузовикам здесь не место
Сегмент грузового транспорта автомобильного рынка России переживает грандиозный кризис: за последний год продажи упали в пять раз. Стимулирование покупательского интереса не помогает, а в лизинг коммерческий транспорт может взять только одна компания из десяти.

Рынок грузовых автомобилей в России переживает период серьезного кризиса. Согласно данным продаж грузовых автомобилей компаний MAN и Mercedes, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года реализация грузовиков упала практически в пять раз. У их отечественных конкурентов картина отличается немногим.
Игроки всеми возможными способами пытаются остаться не столько конкурентноспособными, сколько закрепить свои позиции на рынке и остаться на плаву. Дилеры закрывают отделы маркетинга и рекламы, пытаясь продвигать товар собственными силами.
План действий. Независимый эксперт «bc» Станислав Ефименко говорит, что для стимулирования спроса дилеры прибегают сегодня к различным способам воздействия на покупателя. «Вся надежда до сих пор возлагается на грамотность и целеустремленность «местного» продавца и головного отдела ритейла в целом», – поясняет собеседник. С экспертом согласен и маркетолог ЗАО «КамАЗ» Константин Селиванов, поясняющий, что на сегодняшний день продавцы предпринимают все возможные попытки, чтобы привлечь клиента: «Компании начинают предлагать не только привлекательные дисконты на сам продукт, но и делают акцент на выгодном сервисном обслуживании и с большими скидками готовы продавать запчасти к грузовикам».
Станислав Ефименко отмечает, что ситуация на рынке Пермского края не отличается от картины по России в целом – количество игроков на рынке заметно сократилось еще в июне нынешнего года. «Пока более или менее уверенно себя чувствует компания MAN, но только благодаря развитой сервисной службе. Помимо нее можно назвать некоторых дилеров и субдилеров русских грузовиков. Остальные ушли на дно до лучших времен», – заключил г-н Ефименко.
Обойдемся без лизинга. Банковские проблемы достаточно быстро сказались как на рынке автокредитования, так и на рынке автолизинга. Потребность в коммерческой технике у предприятий по-прежнему высока, но собственных средств на ее приобретение недостаточно, а получить заемные ресурсы стало крайне проблематично. Сегодня даже при желании компании взять автолизинг приходится сталкиваться с рядом трудностей.
Станислав Ефименко:
– Вместе с так называемым банковским кризисом пришел и кризис лизинговый. Многим лизинговым компаниям пришлось спешно закрывать свои филиалы. Оставшимся, ветеранам, таким как «Европлан» или «Каркаде», пришлось следовать общим тенденциям и просто пересматривать свои процентные ставки и ужесточать условия выдачи.
Этот подход к лизингополучателям привел к вполне ожидаемому результату: из десяти запросов на получение лизинга одобрялся только один. «Сделки срывались, и это было не на руку продавцам грузовой техники», – добавил Станислав Ефименко. Аналогичную точку зрения высказала и маркетолог компании SCANIA Елизавета Пивоварова: «Мы отследили тенденцию по лизингу – по нашим данным, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число грузовых автомобилей, взятых в лизинг, сократилось катастрофически – на 70 %. Хотя, по нашим прогнозам, уже к началу второго квартала следующего года цифры постепенно начнут возвращаться к показателям прошлого года».
Выбор есть. Несмотря на глубокий кризис, коснувшийся отрасли, выбор на рынке коммерческого грузового транспорта Пермского края по-прежнему остается достаточно обширным, однако покупатели в Прикамье достаточно консервативны и не спешат менять свои предпочтения.
Согласно данным Автостата, 56 % продаж в крае приходится на автомобили отечественного производства: КамАЗ, «Урал», МАЗ, «ГАЗель» и «Соболь». По словам г-на Ефименко, покупатель мотивирует свое предпочтение тем, что русский автомобиль проще как по своей технической «начинке» и ремонту, так и является более выгодным аналогом своих иностранных конкурентов. «Следом за техникой отечественного производства стоят грузовики корейского, французского и итальянского автопрома, – поясняет Станислав Ефименко. – Интересно, что немецким автомобилям отдают предпочтение в самую последнюю очередь».
Эксперты «bc» объясняют, что покупатель начал экономить на приобретаемой им технике: об этом говорит рост объема праворуких мало- и крупнотоннажных автомобилей на дорогах Перми.
Если рассматривать структуру рынка грузового транспорта Прикамья, то по итогам первого полугодия наибольший объем продаж, как и в предыдущие годы, приходится на малотоннажную технику. Доля рынка автомобилей сегмента от 3,5 до 9 тонн приходится на отечественную технику (83 %). По данным Автостата, безусловными лидерами этого сегмента являются ГАЗ (60,7 %) и УАЗ (16,3 %). Среди иномарок наибольшее число продаж зафиксировано у «Фольксваген» и «Форд», которые занимают 3,7 % от объема рынка, следом за ними идет «Фиат» с 2,8 % (при этом компания показывает многократный рост продаж – по сравнению с аналогичным периодом 2008 года число автомобилей «Фиат» выросло на 0,8 %). Hyundai постепенно сдает свои позиции. Елизавета Пивоварова в беседе с корреспондентом «bc» пояснила, что снижение динамики продаж у корейской компании связано с сокращением производства мини-грузовичков Porter на «ТагАЗе».
Долю среднетоннажных грузовых автомобилей занимают ГАЗ и ЗИЛ. Однако, по словам Константина Селиванова, сравнительно недавно в этот сегмент вошли и две модели КамАЗ. Среди иностранных производителей позиции в сегменте неизменны уже долгое время – лидерами остаются Hyundai и Isuzu.
Константин Селиванов:
– Ситуация складывается таким образом, что уже в ближайшее время серьезную конкуренцию как корейским, так и отечественным производителям могут составить автопроизводители Китая, доля которых на рынке растет ежеквартально.
По словам Константина Селиванова, несколько иная ситуация складывается в сегменте тяжелых грузовых автомобилей. «Наши аналитики отслеживали рынок – результаты исследования показали, что наиболее динамично растут продажи именно новых иностранных автомобилей, даже несмотря на период кризиса, – говорит Константин Селиванов. – Тем не менее автомобили КамАЗ по-прежнему остаются на позициях лидеров». Елизавета Пивоварова добавляет, что среди иностранных компаний передовые позиции на рынке не меняличь уже несколько лет: «Scania, Man и Volvo – три наиболее популярных марки в России». Помимо этого собеседница добавила, что жесткая конкурентная борьба развернулась за рынок тяжелых грузовиков между европейскими компаниями, которые практически поровну поделили рынок.
Лицо покупателя. Эксперты «bc» говорят, что сейчас и крупные компании, и частные предприниматели позволяют себе приобрести один, максимум – три автомобиля. «И в большинстве случаев приобретают автомобили малотоннажные», – поясняет Станислав Ефименко.
С собеседником согласен и Константин Селиванов, считающий, что многие компании в свете финансового кризиса, покинув рынок, как следствие, перестали пользоваться грузовым транспортом: «Основные потери мы наблюдали в строительном комплексе, ритейле и междугородных/международных перевозках».
Перспективы. «Дальнейшее развитие ситуации на рынке грузовой техники напрямую зависит от общего состояния экономики в стране, – прогнозирует Елизавета Пивоварова, – насколько быстро будет преодолен финансовый кризис». В любом случае собеседники «bc» полагают, что в ближайшие 2–3 года темпы продаж значительно замедлят свое падение. «Слишком велика зависимость от корпоративных продаж, которые составляют основной костяк всего объема», – резюмировал г-н Селиванов.
Грузовикам здесь не место

Поделиться:
Все новости компаний