Газета
 26 октября 2009, 13:20   1050

На дне и ниже

Стагнация, наступившая на пермском автомобильном рынке, сцементирует изменившийся расклад сил.
Автор: Кирилл Перов

По оценкам экспертов, к сентябрю 2009 года падение пермского рынка продаж иномарок достигло своего предела. Однако закономерного роста ждать не стоит, по крайней мере в следующие несколько лет. Теперь автодилерам предстоит пройти проверку на прочность длительной стагнацией. Прогнозы таковы: Пермский край, несмотря на рекордные потери в продажах по сравнению с прошлым годом, обошелся малой кровью. Вероятно, ни один из ныне оставшихся на нем игроков рынка не уйдет окончательно. Хотя расклад сил среди пермских дилеров существенно изменился, и в условиях стагнации он сцементируется.
С легкой руки председателя совета директоров группы компаний Genser Игоря Пономарева Пермь приобрела сомнительную славу. «Есть страшный треугольник между городами Пермь, Екатеринбург и Тюмень. Никто не может понять, в чем дело, но дилеры там разоряются каждый день. Никто ничего не покупает и даже не едет на обслуживание. А в этом треугольнике понастроили много роскошных автоцентров. Раньше он считался золотым, а теперь даже не знаю, как его назвать. Бермудский», – сгущает краски глава крупного федерального автодилера в материале, опубликованном в последнем номере журнала «Секрет Фирмы».
В каком-то смысле он прав: падение продаж иномарок в Перми в среднем в 2009 году составило 72 %, цифра пугающая – особенно если сравнить ее с другими российскими показателями. Однако местные игроки рынка в последнее время отмечают, что «Бермудский треугольник» начал рассасываться. «В последние несколько месяцев у нас есть пусть и небольшой, но стабильный и уверенный рост. Количество людей, зашедших в автосалон, и количество поданных заявок на кредиты выросло в три раза», – заявляет директор по продажам компании «Экскурс-Автомобили» Андрей Чертков. Еле заметный рост или, как минимум, замедление темпов падения продаж наблюдают и другие игроки рынка. И в целом, по их словам, можно смело констатировать, что по крайней мере в Пермском крае рынок продаж иномарок достиг дна, то есть предела. Хотя не исключено, говорят они, что в других регионах, где рынок иномарок «просел» в 2008–2009 годах, не так сильно, как в Прикамье, падение продолжится – и скоро другие регионы испытают на себе те же проблемы.
Робкий оптимизм внушает и то, что с начала осени банки начали более активно выдавать автокредиты. У некоторых продавцов иномарок в Перми количество заявок на автомобили в кредит к сентябрю выросло с единиц, как это было в самые трудные весенние месяцы, до десятков. В какой-то мере кредитные учреждения к этому подстегнуло государство. С весны 2009-го оно субсидирует потребительские автокредиты, которые выдаются на некоторые модели легковых автомашин. Правда, с тем условием, что стоить они не должны больше 600 тыс. рублей, а уровень локализации их сборки должен быть не ниже 50 %. Правда, того эффекта, на который рассчитывают власти, эти меры не дают. Первоначально планировалось, что в 2009 году в целом по России таким образом будут выданы займы на 120 тысяч автомобилей. Однако к началу октября кредиты, субсидируемые государством, получили только 40 тысяч человек – в три раза меньше.
Тем автодилерам, которые не укладываются в требования госпрограммы, помогают собственные поставщики. «Марка Volkswagen запустила собственную программу автокредитования, идентичную государственной. Так, производитель компенсирует 2/3 ставки рефинансирования ЦБ, но при этом не устанавливает лимитов стоимости. С запуском программы количество обращений по кредитам увеличилось в несколько раз», – делится удачным опытом Андрей Чертков.
Но на бурный рост рынка не рассчитывают даже самые смелые оптимисты – кризис, скорее всего, будет L-образным, а это значит, что после стремительного обвала пермских продавцов иномарок ждут годы стагнации. А значит, и неминуемого спроса на иномарки ждать не стоит. В 2010 году продажи если и вырастут, то незначительно, примерно на 10 % к уровню 2009-го. А восстановятся докризисные объемы продаж (по данным агентства «Автостат», в 2008 году в каждом из 44 пермских дилерских центров в среднем продавалось по 852 автомобиля) в лучшем случае, как говорят эксперты, только к 2014–2015 годам.
В условиях, когда эксперты не ожидают кардинальных экономических потрясений, изменившийся на рынке расклад сил начнет закрепляться. Так, по собственным оценкам, удерживает свою долю однозначный лидер рынка – компания «УралАвтоИмпорт». Ее «кусок пирога» составляет порядка 28 %. Свою жизнеспособность доказала «Верра Моторс». А вот доля продолжающего бороться за свое выживание «Машинного двора», напротив, может еще сократиться.
Впрочем, свято место пусто не бывает. Так, в 2009 году смогли увеличить доли рынка компании «Экскурс-Автомобили» и «Сатурн-Р». В «Сатурн-Р» отмечают, что сделали это благодаря тому, что не испытывают проблем с финансированием и поэтому имеют возможность вовремя закупать автомобили у поставщиков. В «Экскурcе» считают, что помимо отсутствия серьезных финансовых проблем им также помогло то, что компания, вовремя сориентировавшись, сумела быстро среагировать на кризисные явления. «Экскурс» изменил маркетинговую стратегию, сделав основной акцент на прямой контакт с клиентом. Кроме того, не проводя сокращений, модернизировал свои бизнес-процессы. В итоге рентабельность компании, несмотря на общий спад рынка, выросла в 2009-м на 4 % – по сравнению с благополучным для автодилеров 2008-м.
Не исключено, что в этот расклад вмешаются и новички. В сентябре 2009-го в Перми открыла свой автосалон первая компания из другого региона – тюменский дилер концерна Mazda Motor «Восток Моторс». До этого единственным официальным дилером этого автопроизводителя в регионе был «УралАвтоИмпорт». Вполне возможно, это не последний «заезжий» игрок, решивший попробовать силы в Пермском крае. Участники рынка не исключают, что их коллеги из более благополучных субъектов Федерации проявят интерес к бизнесу ослабленных пермских продавцов иномарок и попытаются купить у кого-то часть автосалонов.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний