Газета
 26 октября 2009, 13:20   2090

Приморские вопросы

Приморские вопросы
Вопрос, назначат ли Валерия Сухих губернатором Приморского края, лишь один из нескольких в этой истории, и на сегодня он скорее риторический.

Председатель правительства Пермского края Валерий Александрович Сухих включен «Единой Россией» в список кандидатур на пост губернатора Приморского края. Список у Президента, он должен решить, чьи кандидатуры будет рассматривать Законодательное собрание региона.
Вся ситуация, в моем представлении, раскрывается в трех ключевых вопросах, которые нужно задавать разным субъектам и спектр ответов на которые задает хоть какие-то контуры понимания. Среди этих вопросов нет самого естественного: а станет ли Сухих губернатором Приморья? Этот вопрос даже слишком естественный, и потому на сегодня он просто риторический, то есть сам по себе бессодержательный. Да или нет – что еще скажешь?! При этом, наверное, за пределами Пермского края интересующиеся скорее думают, что нет, не станет, внутри – скорее хотели бы видеть какую-то возможность или интригу. Региональная гордость, наверное, – «кузница кадров», «вот мы какие» и все такое. Но ключевые вопросы, повторяю, другие.
Первый. Чего хотят федералы? Те, что будут готовить / принимать решение. Здесь не важно, что федералы (или федеральный центр) не едины, там есть разные группы, разные интересы, в условиях нынешней тандемократии – тем более. Это лишь расширяет спектр возможных хотений. В общем виде все понятно – федералы хотят контроля и порядка. Контроля над регионом и порядка в нем. И с первым и со вторым сейчас, очевидно, есть проблемы. Слишком много скандалов, коррупционных прежде всего, в столь значимом регионе. Вплоть до обысков в доме действующего губернатора. Над самим Дарькиным меч висит уже давно, но все никак не падает. Поэтому очень возможно, что нынешний список кандидатов – а в нем почему-то четыре кандидатуры (обычно три) – всего лишь способ освежить ощущение меча над головой. А то ведь люди ко всему привыкают. Возможно, Дарькин должен что-то сделать, чтобы продемонстрировать, что он в очередной раз все понял. А вот если не сделает? Если говорить в терминах контроля и порядка, то практический вопрос в том, смогут ли федералы, сменив Дарькина, добиться большего, чем есть сейчас, или нет, или даже ухудшат свое положение, потому что дестабилизируют ситуацию. И вот только здесь имеют какое-то значение личные качества и потенциальные возможности кандидатов. Что в плюсах у Сухих? Чужак, то есть свободен от местных обязательств, сильный и не очень публичный администратор. Достаточно ли этого? А вот этого сейчас не знает никто.
Второй. Зачем это Валерию Александровичу? Это вопрос хотя и частный и ответ на него в частном порядке понятен (есть предложения, от которых не отказываются, если не хотят выпасть из обоймы), но здесь есть и другая сторона. Откровенно говоря, Приморский край – не то же самое, что Пермский. Известность, значимость для страны и власти во всяких смыслах несопоставима. Там много всего. Ну, например, Форум АТЭС, который должен состояться во Владивостоке в 2012 году, чего стоит! В буквальном смысле он стоит федеральному бюджету примерно столько же, сколько Сочи к 2014-му. И степень внимания к происходящему в Приморье соответствующая. Как и степень трудности задачи. Там, пожалуй, не до свершений, там нужно просто удержать течение в русле. А желающих это русло подвигать более чем достаточно. В общем, карьерные перспективы в случае успеха великолепные, но вот решаема ли задача в принципе? Возможно, это черная дыра, пост министра сельского хозяйства в СССР или заведующего социалкой в нетучные годы – в общем, то, что называется «расстрельная должность». И значит, тупик публичной государственной карьеры?
И, наконец, третий. Сколько можно тянуть котов за хвосты? Это к тому, что, вполне возможно, мы не узнаем решения Президента еще очень долго – регион-то ведь сложный! Срок полномочий Дарькина истекает в феврале. Это сейчас единственный реальный ориентир. Все остальное – не более чем слова на бумаге. Список кандидатов формируется минимум за три месяца (здесь обычно все нормально), Президент должен решить за месяц. А вот тут сбой за сбоем. По кандидатурам, например, для Свердловской области решение должно было быть еще месяц назад. И это притом, что Президент даже внес в сентябре законопроект, уменьшающий эти сроки (40 дней и 10 дней), и притом, что он постоянно говорит о прозрачности, понятности и даже демократичности процедуры – партии ведь определяют кандидатов! Даже не спрашиваю, почему эти партии не могут объявить мотивировку своего выбора, – хотя надо бы. Проблема в том, что пока вся процедура не будет прозрачной как слеза, всегда будет ощущение, что губернатора выбирают наобум. Так что ждем-с.
 

Поделиться:
Все новости компаний