Газета
 12 октября 2009, 13:20   922

Веселые картинки

Веселые картинки
Хихус поучил пермяков рисовать комиксы.

В Перми открылся I краевой фестиваль «Городские истории». Он призван объединить всех, кто любит читать и (или) рисовать комиксы. В каждой стране для этого жанра есть свое название: комикс, манга, графическая новелла, в России это называется «рисованная история».
Комиксы считаются чисто американским изобретением, но корни этого жанра можно отыскать практически в любой культуре. Так, в России долгое время бытовали лубочные картинки, по сути те же комиксы, то есть рисованные истории с подписями. К тому же каждый лубок имел свое название, например «Как мыши кота хоронили».
Пермский фестиваль организовал Фонд социальных проектов «Вертикаль». Из краевой казны выделено всего 65 тысяч, поэтому основная движущая сила 3-недельного фестиваля – это энтузиазм его организаторов и всех пермских любителей комиксов. Мероприятий запланировано много: концерты музыкальных групп, ярмарка самиздата комиксов, «комикс-битва», «День манга и наруто», «Экспресс-фотокомикс-конкурс» для тех, кто не рисует, и многое другое. Все это проходит на 6-м этаже центра развлечений WonderHall. Каждый день здесь показывают мультфильмы и работает выставка лучших работ победителей московского фестиваля «КомМиссия».
На открытие фестиваля из Москвы приехал знаменитый комиксист Хихус, который считается основоположником и главным идеологом жанра. Свой звучный псевдоним он придумал, просто перевернув фамилию, а первый комикс Хихуса «Красные башмачки» переведен на 4 языка. Он основатель и руководитель Московского фестиваля рисованных историй «КомМиссия», который проходит уже 9 лет и в этом году собрал почти полмиллиона зрителей.
В общественном сознании большинства россиян комикс все еще относится к субкультуре, но во всех остальных странах это уже мощная индустрия. «Представьте себе 7-этажный японский магазин, в котором продают только комиксы, – рассказывает Хихус. – Все они разложены по темам, а на первом этаже в разделе «Спорт» отдельно лежат комиксы для болельщиков и для спортсменов».
Комикс, несомненно, интернационален, как любой продукт глобализации, но при этом как никакой другой жанр ориентирован на национальную аудиторию. Если на первом рисунке пара выходит из ресторана, а на втором полуодетая женщина спрашивает: «Дорогой, ты предпочитаешь кофе со сливками или без?», то любому европейцу ясно, что там у них произошло. А вот в Японии дело не ограничится двумя картинками, там этот эпизод потянет на шесть полновесных листов, ведь сначала надо нарисовать, как они сели в машину, как ехали, как поднимались по ступенькам, не говоря уже о самом процессе секса. Это не потому, что японцы глупее, просто так они привыкли.
Модные направления не обходят жанр комикса стороной, но и они возникают в разных странах в разное время. Если в Японии сейчас на пике читательского интереса эротические комиксы, то во Франции эта мода уже отошла, и сейчас там особой популярностью пользуются комиксы с автобиографическими историями. При этом они намеренно нарисованы в очень примитивной манере, часто с использованием только карандаша и туши.
Самые известные комиксы, например про Бэтмена, выходят миллионными тиражами в течение нескольких лет. Чем они так цепляют читателя? «Рисовать комиксы – это все равно что снимать кино на бумаге», – объясняет самый известный российский комиксист Хихус. А значит, действие и поведение героя развиваются не только по законам литературы, но и по правилам кинематографа.
Для пермских комиксистов Хихус и его друг и коллега Константин Комардин провели два мастер-класса, объяснив основные правила и принципы создания интересного произведения в жанре комикса. Прежде всего надо придумать историю и главного героя, затем создать его богатый (или не очень) внутренний мир и продумать мотивацию поступков. У героя должны быть свои проблемы, иначе зрителю он не будет близок. Например, всем известный герой американских комиксов Бэтмен сначала выглядел крутым суперменом в ослепительно белом костюме и назывался «человек – снежный барс». Но оказалось, что такому благополучному красавцу невозможно придумать проблемы. И постепенно сценаристы и художники придумали идею – герой тайно борется с преступностью. Тайно – значит ночью, следовательно, исчез белый костюм и появилась маска, но с этим никак не вязался образ снежного барса, необходимо было ночное животное. Так, постепенно, и получился знакомый всем Бэтмен – человек – летучая мышь. Для создания подобного коммерческого комикса необходима целая бригада: художники, сценаристы, текстовики, художники по шрифтам и другие специалисты.
Основная проблема любой рисованной истории – это поиск оптимальной пропорции, в которой текст и визуальная часть работали бы на раскрытие главной идеи произведения.
«Я терпеть не могу Достоевского, но очень уважаю его за то мастерство, с которым он вводит в повествование героя. Герой только появляется, а про него уже многое понятно», – рассказывает Хихус. Сам он в своем жанре владеет этим мастерством в совершенстве, две-три яркие детали в его картинке порой говорят больше, чем полстраницы текста.
Так, в одном из его комиксов изображение комнаты с разбросанными книгами Бакунина и Савинкова, портретами Че Гевары и Кропоткина и, наконец, самурайским мечом, воткнутым в мягкую игрушку, еще до появления самого героя создает образ жестокого террориста.
Московские комиксисты приедут в Пермь еще раз в конце октября, когда будут подведены итоги I пермского конкурса комиксов и состоится торжественное закрытие фестиваля.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний