Газета
 28 сентября 2009, 13:20   1205

Книга

Книга
Продукт: «Асан» Автор: Владимир Маканин

«Асан» стал событием 2008 года, получив премию «Большая книга», но, признаюсь честно, прочитать роман Маканина очень долго не решался. Все-таки тема Чечни, мягко говоря, не из простых, даже смотреть сюжеты в «Новостях» тяжело, не говоря уже о чтении книг. Но, прочитав очередную уважительную рецензию, а вслед за ней критику «Асана» от Юлии Латыниной, понял, что читать книгу надо.
Главный герой романа (а одновременно и «герой нашего времени») – майор Александр Жилин. Он – начальник склада в Грозном, главный российский интендант в Чечне во время Второй чеченской войны. Майор должен обеспечивать бензином и  соляркой военные  гарнизоны. Он это и делает, но с выгодой для себя. Война – это хаос, объясняет Жилин, и если начальник гарнизона не готов делиться с интендантом
каждой 10-й бочкой солярки, то останется совсем ни с чем. А еще Жилин продает горючее чеченцам  и помогает матерям вызволять из плена их сыновей. Естественно, тоже небезвозмездно. «Я со своей соляркой для них всесилен. Я полубог. А солярка – амброзия». Но Жилин скромничает, для автора он не полу-, а настоящий бог военного времени, он – Асан, чеченский языческий идол, жаждущий крови. По всем принципам морали Жилин – антигерой, но на войне другие законы, и здесь он человек, обеспечивающий хоть какую-то логику, какую-то стабильность. Там, где репортеры видят блестящие военные операции, Жилин видит невнятицу. Война в «Асане» лишена романтизма, ее главная характеристика – абсурд («война сама
по себе абсурдна, пока она не кончится, пока нет победителя»), и поэтому ее участники начинают относиться к боям как к спорту, рассуждая, кто забил гол, когда «наши» выиграли, а когда сыграли вничью. Поэтому с чеченцами Жилин общается не как с врагами, а как с болельщиками из другой команды.
Отечественная военная проза обладает огромными тради-циями, и выступать на этом поле всегда не просто, но Маканин на то и живой классик, чтобы покорять подобные высоты. После выхода «Асана» многие бросали упрек   в недостоверности, дескать, тот, кто не воевал, написать именно так, как было, не в состоянии. Но «Асан» – не документальный фильм, а литературное произведение, возможно, здесь и есть ошибки в нюансах происходящего, но с сутью войны, сутью человека автор разобрался. На чеченской бойне по определению не может быть героев, и бог войны здесь одновременно и бог торговли, и жаждет он не только крови, но и денег. Зачем критики Маканина доказывают, что Асан – идол вымышленный  и нет
его в мифологии? Какая разница? Главное, что у Маканина получилась жесткая и правдивая книга о войне, о том, что любой вор лучше, чем убийца.

Поделиться:
Все новости компаний