Газета
 21 сентября 2009, 13:20   1905

Под грузом обязательств

Под грузом обязательств
Кризис заставил предприятия края частично отказаться от взятых ранее обязательств перед трудовым коллективом компании. Вынужденные держаться за работу сотрудники готовы стерпеть и не такое.
Автор: Кирилл Перов

В последние несколько лет числиться в разряде социально ответственных стало не просто модным трендом среди предприятий Пермского края. Конкуренция среди компаний за квалифицированных сотрудников заставляла не только использовать опыт советских времен, но изобретать новые способы стимулирования персонала. Руководители компаний не боялись брать на себя все новые и новые обязательства. Однако во время кризиса многим компаниям приходится экономить за счет социальных гарантий.
По словам руководителя одного из крупных компаний Перми, 60 % людей, попавших под сокращение из-за экономического кризиса, написали заявление об уходе с предприятия по собственному желанию. Это, по мнению собеседника «bc», свидетельствует о недостаточно высоком уровне социальной ответственности региональных предприятий.
Председатель совета директоров ГП «Добрыня» Константин Окунев утверждает, что понятия «бизнес» и «социальная ответственность» несовместимы. «Социальные обязательства компаний должны ограничиваться уплатой налогов. Эффективно организованный бизнес стремится сокращать рабочие места, а не бездумно увеличивать персонал, если только у него нет планов расти вширь. Для интенсивно развивающейся компании это норма», – уверен предприниматель. По мнению г-на Окунева, термин «социальная ответственность» «придуман специально, чтобы возложить на бизнес те недоработки, которые сегодня есть у государства в социальной сфере».
Большинство топ-менеджеров разделяют мнение, что добросовестная уплата налогов – это ключевой критерий при определении социальной ответственности предприятия. «Социальная ответственность любого бизнеса – это, прежде всего, свое-временная уплата налогов, из которых формируется бюджет, в который в конечном итоге закладываются средства и на социальные цели – выплаты пенсий, пособий и все прочие социальные расходы», – считает генеральный директор Пермского завода силикатных панелей Николай Демкин. Но при этом руководители пермских предприятий не ограничиваются одним значением и трактуют понятие шире.
Нередко директора компаний причисляют свой бизнес к разряду социально ответственных, аргументируя свою точку зрения тем, что он основан на продвижении социально значимой услуги или предполагает регулярное общение с людьми.
Евгений Пермяков, директор ООО «СВАН»:
– Социально ответственным можно считать бизнес, если предлагаемый им продукт или услуга несут высокую степень социальной нагрузки. К примеру, компания «СВАН» производит программное обеспечение, призванное повысить эффективность одной из самых социальных сфер деятельности – здравоохранения. Так как мы несем ответственность за качество наших решений, то попадаем в категорию «социально ответственный бизнес».
Похожим образом объясняет понятие «социальная ответственность» и генеральный директор ИК «ВИТУС» Сергей Чернов: «Для ИК «ВИТУС» основным видом деятельности является оказание услуг клиентам на фондовом рынке. Мы содействуем экономическому развитию и благосостоянию наших клиентов, поэтому ВИТУС априори несет социальную функцию и берет на себя социальную ответственность».
Под «социальной» вывеской проходят и акции, главной целью которых является продвижение предприятия или его руководителя. Никого не удивляет, что депутаты, которые одновременно являются топ-менеджерами крупных предприятий, используют ресурс компании для своего продвижения. Так, например, на ПЗСП пояснили, что к территориям ответственности завода причисляют «не только Пролетарский, Акуловский, Комсомольский и Железнодорожный, но и другие микрорайоны, относящиеся к избирательным округам депутатов от ПЗСП. На «Мета-фраксе» на вопрос корреспондента «bc», занимается ли компания благотворительностью, так же ответили: «Конечно, тем более что в руководстве компании два депутата Заксобрания края».
Нематериальные активы. Но справедливости ради стоит отметить, что руководство крупных и средних предприятий Пермского края готово также брать на себя обязательства и перед сотрудниками своих компании сверх норм, установленных законодательством. «Осознание того, что инвестиции нужно делать не только в производство, но и в персонал, носит массовый характер. Другое дело, что позволить себе это могут далеко не все компании», – отмечает генеральный директор Краснокамского ремонтно-механического завода Виктор Теплов. Как правило, большие инвестиции в персонал закладываются на крупных и средних предприятиях края.
«Крупный бизнес, предприятия реального сектора «приучены» к обеспечению солидного социального пакет с советских времен. Объекты соцкультбыта остались на балансах предприятий с тех времен. Большинство крупных производителей сохранили эти льготы, тем более что при больших коллективах эти компании всегда нуждаются в пополнении кадрового резерва, удержании профессионалов», – отмечает помощник председателя совета директоров ОАО «Метафракс» Мария Коновалова.
В борьбе за трудовые резервы компании закладывают расходы на организацию отдыха сотрудников и их детей, помощь в улучшении жилищных условий, оплату медицинских услуг. Выписывают премии на праздники и оказывают материальную помощь сотрудникам. По словам Виктора Теплова, на предприятии, которое он представляет, премии получают также некурящие сотрудники. Кроме того, по словам топ-менеджера предприятия, сотрудники имеют возможность посещать за счет предприятия спортивный комплекс. Нередки случаи, когда компании оплачивают сотрудникам стоимость обедов.
Некоторые собеседники «bc» отмечали, что в 2009 году так называемые социальные статьи в списке расходов компании увеличились несмотря на кризис. Так, по словам Михаила Радишевского, председателя профсоюзного комитета Пермского мукомольного завода, дополнительные расходы (сверх установленных законодательством), которые взяло на себя предприятие в прошлом году, составили 5,689 млн рублей. В этом году на те же нужды планируется потратить 6,807 млн рублей.
Но большинство спикеров все-таки признают, что в связи с кризисом компании вынуждены были сократить социальные программы или временно приостановить их действие.
Сергей Чернов:
– По моему мнению, предприятий, осознающих социальную ответственность, в Прикамье будет больше, только объемы предоставляемых социальных гарантий с их стороны будут существенно ниже, чем в прошлом году.
Вместе с тем сокращение этих статей расходов также можно объяснить проявлением социальной ответственности, так как подобные меры способствовали сохранению бизнеса и сохранению штата.
Михаил Радишевский:
– Кризис – это форс-мажор. Если бы экономическая ситуация в России не изменилась так резко, то работодатели продолжали бы развивать производство. А в нынешних условиях, если сотрудники компаний будут требовать выполнять взятые ранее обязательства в полном объеме, это приведет к краху бизнеса, особенно малого или среднего, и люди окажутся за воротами.
Вместе с тем эксперты «bc» также высказывали мнения, что инвестиции, направленные на поддержание коллектива, нельзя считать проявлением социальной ответственности. Константин Окунев полагает, что это необходимые расходы. И требуются лишь на тех предприятиях, где есть конкуренция за кадры.
«Если подходить с точки зрения отношения к персоналу, практически на любое предприятие можно навесить ярлык «социально ответственный», – считает Евгений Пермяков. Другое дело, если к социальной ответственности приравнивать благотворительность.
Евгений Пермяков:
– С точки зрения финансирования различных проектов, благотворительности такую роскошь может позволить себе только крупное предприятие, с большим оборотом средств. Как правило, все промышленные гиганты региона занимаются подобными делами, уделяя этому в своем бюджете определенный объем средств.
По доброй воле.  Но на сегодняшний день в Пермском крае мало компаний, которые решаются раскрывать данные о том, какой объем средств выделяется на поддержание сотрудников. И почти никто не говорит о деньгах, которые идут на благотворительность. «Зачастую благотворительность – это просто способ пропиариться, – считает Константин Окунев. – А восполнение тех расходов, которые понесла компания во время организации благотворительных акций, позже ложится на плечи потребителей». При этом собеседник «bc» добавляет: заниматься меценатством может любой человек, который чувствует в этом потребность, независимо от его общественного статуса и должности. По словам начальника отдела маркетинга Пермского мукомольного завода Ольги Некрасовой, зачастую благотворительные акции – это инициатива самих сотрудников, а не руководства завода. «Спонсорская помощь – не такая обременительная ноша. Бывает, люди обращаются не за деньгами, а за заводской продукцией. И оказать посильную помощь – это норма, а не подвиг», – говорит собеседница «bc». Но и такие расходы не избежали секвестирования. «К сожалению, в этом году нам пришлось временно закрыть все благотворительные проекты, но я надеюсь, что после окончания экономического кризиса мы возродим эту традицию», – рассказал «bc» Сергей Чернов.
Почти всегда на решение о том, готово ли предприятие взять на себя дополнительные обязательства, влияют амбиции его руководителя. Если топ-менеждер заинтересован в личном пиаре или продвижении компании, то не упускает шанс «засветиться» на социальной ниве. При этом пиар в этой сфере не всегда преследует политические цели. Возможно, первому лицу компании просто важно зарекомендовать себя в элите.
Под грузом обязательств

Под грузом обязательств

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний