Газета
 13 сентября 2009, 13:20   919

Рекламисты раскошелятся

В борьбе с рекламными агентствами мэрия Перми добилась своего: арендная плата за наружную рекламу будет повышена в полтора раза.
В борьбе с рекламными агентствами мэрия Перми добилась своего: арендная плата за наружную рекламу будет повышена в полтора раза.

Конфликт между мэрией Перми и рекламными агентствами по вопросу размера арендной платы за наружную рекламу разрешился в пользу администрации. С 1 октября базовая ставка арендной платы за метр рекламного изображения будет повышена до 60-ти рублей, притом, что сами рекламисты настаивали на пороге повышения в 55 рублей. Уже в январе эта сумма опять будет повышена. Доводы представителей рекламных агентств и их сторонников среди депутатов на пленарном заседании пермской гордумы остались не услышанными. Рекламисты не исключают, что будут отстаивать свои права с помощью ФАС.

Мэрия в наступлении
В затянувшейся борьбе мэрии Перми и рекламистов за каждый рубль арендной платы за наружную рекламу точку поставили депутаты Пермской городской думы. Они поддержали позицию Департамента имущественных отношений (ДИО), окончательно установив базовую ставку аренды за один квадратный метр рекламного изображения равной 60-ти рублям. Напомним, что до этого ДИО настаивал на поднятии арендных платежей с 43 рублей до 73-х. Но в ходе заседаний специально созданной рабочей группы, включающей на паритетных началах представителей ДИО и депутатов думы, звучали и другие предложения. Чиновники были согласны повысить ставку до 58 рублей, депутаты настаивали на 55-ти. Выдвигая свою цифру, они ссылались на подготовленный Пермской торгово-промышленной палатой (ПТПП) аналитический отчет, где повышение арендных платежей до 55 руб. фигурировало как оптимальное. Чиновники ДИО в ответ указывали на некорректность подобных расчетов.

Консенсус был найден неожиданно. На последнем заседании рабочей группы, представлявший депутатов в единственном числе Андрей Журавлев вдруг согласился с новыми предложениями ДИО, повысить ставку до 60 рублей.

Эмоциональные призывы депутата Василия Кузнецова одуматься и не увеличивать поборы с представителей мелкого и среднего бизнеса не помогли. Данное решение было принято на пленарном заседании большинством голосов. Не помогли и ссылки депутата на аналитический отчет Пермской торгово-промышленной палаты, в котором повышение арендной платы до 60 рублей фигурирует как «неразумное с точки зрения дальнейшего развития местного рекламного бизнеса, так как уровень рентабельности продаж в данном случае находится на уровне банковских депозитов и не покрывает предпринимательского риска». Вице-мэр Перми Владимир Бирюков, курирующий работу ДИО, в ответ указал, что департамент принимал решение о 60-ти рублях, учитывая их как порог рентабельности, обозначенный в отчете ПТПП. Правда, при этом, чиновник вновь заявил о некорректности анализа ПТПП. Как заявил г-н Бирюков, в отчете «некоторые цифры взяты с потолка». Особенно не понравилось вице-мэру Перми фигурирующий в документе размер затрат на амортизацию металлоконструкций за месяц, равный двум тысячам рублей. Также представители ДИО в защиту своих доводов обвинили рекламистов в том, что они, не дожидаясь грядущего в октябре повышения стоимости аренды, уже значительно увеличили собственные расценки для клиента.

Василий Кузнецов:
– Я попытался убедить своих коллег-депутатов, не поднимать арендную плату до 60-ти руб., указав на то, что нет оснований не доверять отчету ПТПП, в то время как ДИО за все это время провел лишь анализ прайсов рекламщиков. В целом документ, принятый на рабочей группе, был толерантен с той точки зрения, что удалось по многим позициям согласовать интересы рекламных агентств и администрации города. Оставалось только уменьшить уровень повышения арендной платы. Все эти доводы я привел своим коллегам, однако они мое предложение не поддержали.

Cо своей стороны глава рабочей группы депутат Андрей Журавлев заявил «bc», что если базовая ставка аренды ляжет непосильным бременем на мелкие рекламные агентства, то он обязуется внести поправку, с тем, чтобы уменьшить ее размер.

Рекламисты не отчаиваются
Сами рекламисты с решением пермской думы не согласны, так как максимум повышения арендной ставки, который их устраивал, был равен 55 руб. По словам директора Пермской ассоциации рекламных агентств Александра Дубровского, диалога, на который рассчитывали рекламисты во взаимоотношениях с чиновниками, не получилось.

Александр Дубровский:
– Что касается эффекта повышения арендной платы до 60-ти руб., то, видимо, спрос со стороны рекламодателей уменьшится: во-первых, их бюджеты не резиновые, а во-вторых, надо чтобы прошло какое-то время. К новому уровню цен необходимо привыкнуть чисто психологически. Остается надеяться, что негативные последствия повышения арендной платы удастся частично компенсировать традиционным осенним повышением спроса на рекламу.

В то же время после 15-го января будущего года увеличение арендной платы произойдет вновь, хотя и не так радикально, как сейчас, ведь базовая ставка будет проиндексирована в соответствии с показателем совокупного роста потребительских цен. Новое повышение на сей раз совпадет с закономерным спадом спроса на рекламу после новогодних праздников, и компенсировать его не удастся. Таким образом, не исключено, что очень скоро ставка арендной платы в 73 руб., на которой долгое время настаивал ДИО, будет достигнута за счет инфляции.

Александр Дубровский:
– Администрация сделала все так, как ей хотелось, ни с кем при этом не советуясь. Мы же, скорее всего, дождемся выхода решения уже в виде полноценного документа, изучим его и, наверное, обратимся в ФАС для его проверки на соответствие принципам федерального законодательства.

Совершенно необоснованным повышение арендной платы счел директор рекламной группы Lege Artis Антон Толмачев. В интервью «bc» он заявил, что доводы ДИО о том, что плата не повышалась с 1997 года, не соответствует действительности

Антон Толмачев:
– Индексация с 43 до 60 руб. – это повышение в полтора раза. Еще в прошлом году произошло увеличение коэффициента за расположение рекламной конструкции, и в итоге плата увеличилась в 3-6 раз. Поэтому можно констатировать, что в целом за полтора года размер стоимости аренды по некоторым позициям возрос в 9 раз. Так что у тех экономистов, которые пытаются связать необходимость индексации с инфляцией, видимо, плохо с математикой. Теперь тем рекламным агентствам, которые платили деньги в бюджет исправно, возможно вообще придется уйти с этого рынка. В итоге на нем останутся только недобросовестные предприниматели и чиновничьи структуры, которых под теми или иными предлогами освобождают от арендной платы. Например, за разработку планов празднования дня города и т.д. и т.п.

Что касается обращения в ФАС, то пока его результаты видятся скорее бесполезными. Как заявил «bc» зам. руководителя УФАС по Пермской области Виктор Паншин, в компетенцию антимонополистов не входит право добиваться отмены повышения каких-либо платежей, если они применяются ко всем участникам рынка в одинаковой мере.

Виктор Паншин:
– Мы не можем напрямую вмешиваться в ситуации, где нет факта ущемления и дискриминации отдельных участников рынка. Но в то же время и городские власти не имеют права увеличивать какие-либо платежи для хозяйствующих субъектов, не давая на этот счет соответствующего экономического обоснования. Я не исключаю, что если рекламисты соберутся подавать ходатайство в арбитражный суд, и оно не будет отклонено, то в процессе может принять участие ФАС в качестве третьей стороны. Это возможно на основании ст.7 «Закона о конкуренции», где идет речь о необоснованном препятствии осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов.

Таким образом, рекламисты еще могут надеяться на отмену принятого думой решения. В то же время куда более вероятной представляется ситуация, когда рекламным агентствам окажется куда продуктивней приучить рекламодателя к новым ценам.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний