Газета
 13 сентября 2009, 13:20   944

Ставки высоки

Конфликт вокруг увеличения арендных ставок на наружную рекламу может разрешиться. Но только при условии, что мэрия согласится повысить их не более чем в 1,2 раза.
Автор: Кирилл Перов
Конфликт вокруг увеличения арендных ставок на наружную рекламу может разрешиться. Но только при условии, что мэрия согласится повысить их не более чем в 1,2 раза.

Скандал, разразившийся в связи с намерением администрации Перми повысить арендные платежи на наружную рекламу, за время летних отпусков незаметно сошел на нет. В конечном итоге, разгорится ли конфликт с новой силой, будет зависеть и от того, какое решение примет рабочая группа, созданная из депутатов и чиновников горадминистрации. На них возложена обязанность выработки проекта, который поступит на обсуждение Пермской думы с началом новой сессии. В то же время есть основания предполагать, что мэрия умерит свои аппетиты, и арендная ставка будет повышена не по максимуму. На сегодняшний день состоялось уже два заседания рабочей группы, третье назначено на 30 августа, но пока депутаты и чиновники ДИО так и не смогли прийти к общему мнению во сколько раз можно повысить арендную ставку.

История вопроса
Недовольство пермских рекламистов вызвала инициатива Департамента имущественных отношений (ДИО) и его начальника вице-мэра Владимира Бирюкова. Чиновники вынесли на рассмотрение депутатов гордумы поправки в «Положение о порядке распространения наружной рекламы в г. Перми». Их главной целью можно считать повышение ставки арендных платежей за размещение наружной рекламы (в 1,818 раза - с 40 до 73 рублей в месяц) и усиление контроля над деятельностью рекламных агентств. Последние посчитали столь кардинальные меры губительными для своего бизнеса, сославшись на то, что максимальный тариф в других регионах (речь идет о Новосибирске – см. таблицу) составляет лишь 51 руб. В итоге документ был принят депутатами только в первом чтении, после чего его направили на доработку. Для этого была создана рабочая группа в составе трех депутатов думы (Андрей Журавлев, Василий Кузнецов и Светлана Кутнякова) и такого же количества чиновников от ДИО.

Разногласия остаются
Заседание рабочей группы по выработке проекта состоялось 17 августа, после того, как думцы вышли из летних отпусков. Однако в силу имевшихся разногласий его было решено продолжить 24 августа. В итоге и это не помогло: заседание вновь пройдет уже 30 августа. В интервью «bc» депутат Андрей Журавлев заявил, что по главному вопросу – величине арендной ставки на наружную рекламу – депутаты и
чиновники так и не пришли к компромиссу.
В то же время, по словам г-на Журавлева, все депутаты сходятся в одном: повышение величины арендных платежей в 1,8 раза – губительно для бизнеса. Кроме того, как считает Андрей Журавлев, «реклама как отрасль в Перми и так пропадает»:
Андрей Журавлев:
-Мое предложение и поправка, которую я внес – увеличить ставку на 23%, доведя ее до 55 руб. Я исхожу из предоставленного нам Экспертного заключения Пермской Торгово-промышленной палаты (ПТПП).

Схожего мнения придерживается и депутат Василий Кузнецов, который заявил «bc», что « решение должно быть таким, чтобы оно не ущемляло интересы бизнеса, но и чтобы бизнес не наживался за счет городской власти».
Василий Кузнецов:
-Я встречался с Владимиром Бирюковым, и он к вопросу относится с пониманием. Пока общее мнение не найдено, но поступательное движение есть. С моей точки зрения, повышать ставку аренды необходимо, но не в 1,8 раза, поскольку это грозит обрушением бизнеса. С другой стороны, увеличение должно быть не ниже, чем в 1,2 раза.
Сами же рекламисты рассматривают цифру 1,2 как потолок повышения, соответствующий рекомендациям экспертов ПТПП. Правда, есть среди них мнение, что увеличение ставки не должно превышать уровня инфляции (в 2004 году он составляет 12%). Однако ДИО, сдаваться, похоже, не собирается и по информации «bc» уже к следующему заседанию рабочей группы намерен предоставить собственное обоснование повышения ставок – в противовес тому, что есть у рекламистов.

Справка:
Из «Экспертного заключения по выборочному анализу деятельности рекламных агентств г. Перми в сфере наружной рекламы за 2003-2004 год», подготовленного ТПП:
«Оптимально разумное увеличение ставок арендных платежей должно составлять 1,1-1,2 или на 10-20 % с учетом будущих темпов инфляции на потребительском рынке. Увеличение в 1,5 раза является неразумным с точки зрения дальнейшего развития местного рекламного бизнеса, так как уровень рентабельности продаж в данном случае находится на уровне банковских депозитов и не покрывает предпринимательского риска. Данная ситуация чревата выходом из бизнеса местных рекламных компаний, замещением их компаниями из других регионов, что повлечет увод денежных средств из местного бюджета. Ситуация с увеличением арендных платежей в 1,8 раза является неприемлемой, так как ведет к отрицательной рентабельности».

Рекламисты в наступлении
В то же время, по словам руководителя «Пермской ассоциации рекламных агентств» Александра Дубровского, оспорить решение гордумы в случае, если она согласится на увеличение арендной ставки выше, чем на 20%, рекламисты не смогут. Ведь процесс установления тарифов, в который вмешались РА, так или иначе – вотчина мэрии. Однако рекламисты, по словам г-на Дубровского, убеждены, что по вопросам, касающимся регулирования бизнеса, их вмешательство вполне законно.
Сейчас РА в борьбе с городскими чиновниками перенесли акцент в сферу антимонопольных разбирательств. По словам г-на Дубровского, многие поправки, вызвавшие нарекания со стороны представителей рекламного бизнеса, признаны обоснованными УФАС. Александр Дубровский:
–Мы обратились к Андрею Ивановичу Журавлеву (депутат ПГД – прим. ред.), и он сделал депутатский запрос в ФАС, которая дала правовую оценку этим поправкам. Она очень четко указала, какие из пунктов не соответствуют российскому законодательству, порекомендовав членам рабочей группы внимательно отнестись к этому, и ввести соответствующие изменения в свои поправки. Таким образом, на сегодняшний день мы свою позицию аргументируем ответом от ФАС и экономическим заключением от ПТТП, которые рабочая группа получила.
По словам заместителя руководителя ФАС по Пермской области Виктора Паншина, констатировать, что поправки однозначно противоречат закону, нельзя, ведь применять ту или иную норму можно по-разному. В большей мере были вопросы к редакции изложения того или иного пункта. Как отметил г-н Паншин, есть ряд моментов, с которыми ДИО согласился. В частности, пункт, ограничивающий выдачу разрешения на рекламу при наличии административной ответственности соискателя. Кроме того, не устроили ФАС и предполагаемые ДИО сроки аренды – до пяти лет. Ведь тогда, по оценкам антимонополистов, возникает возможность манипулировать на рынке, давая одному РА аренду на пять лет, а другому – на год. Поэтому рабочей группе рекомендовали установить конкретный срок аренды. Однако на последнем заседании ее участниками была принята формулировка определить сроки интервалом от одного до пяти лет, ввиду того, что срок до пяти лет, предлагавшийся ДИО, можно трактовать так, чтобы давать аренду всего на один месяц. В ответ рекламисты в лице г-на Дубровского отвечают, что главное не в сроках, а в механизме их определения.
Александр Дубровский:
-В данном случае нас устраивает сорок от одного до пяти лет, но нам не нравится, что ДИО присваивает себе право давать преференции одним и дискриминировать других.

Здравомыслие поможет
Скорее всего, рабочая группа может прийти к некому компромиссу, который пусть не удовлетворит всех участников рекламного бизнеса, но поможет уменьшить остроту конфликта. На это косвенно указывает и тот факт, что как депутаты (Василий Кузнецов), так и рекламисты (Александр Дубровский) ссылаются на здравомыслие Владимира Бирюкова и возможность нахождения компромисса с его ведомством. Таким образом, от заседания, которое пройдет 30 августа, можно ожидать того, что показатель 1,8 будет снижен. Однако этого для окончательного разрешения конфликта между пермскими рекламистами и городскими чиновниками будет явно недостаточно, если учесть, что средняя величина между показателями 1,8 и 1,2 – индексация в 1,5 раза – бизнесменов от рекламы также не устраивает.

Уровни арендных ставок по городам России

Город Средняя аренда за конструкцию в руб. в год
Пермь 41 601.07
Екатеринбург 34 305.82
Челябинск 25 497.16
Уфа 38 672.80
Тюмень 27 649.58
Новосибирск 51 007.76
Краснодар 12 727.79
Среднее 30 986.94
Максимум 51 007.76
Минимум 12 727.76

По данным исследовательской компании «Эспар Аналитик» (г. Москва)
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний