Газета
 13 сентября 2009, 13:20   864

Дочка роста

Цены на бензин ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» вновь выросли. Таким образом, повышение таможенных пошлин на экспорт нефти не приостановило динамичного подорожания топлива внутри России.
Автор: Кирилл Перов
Цены на бензин ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» вновь выросли. Таким образом, повышение таможенных пошлин на экспорт нефти не приостановило динамичного подорожания топлива внутри России.

2004 год позволил российским нефтяникам установить несколько новых рекордов. Причем достойной занесения в талмуд Гиннеса стала не только экспортная цена черного золота, добытого на родных просторах, но и цена топлива на самом национальном рынке. Так, с начала года бензин на автозаправочных станциях ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» (контролирует порядка 51% регионального рынка АЗС) в Прикамье дорожал шесть раз. Последнее – седьмое – повышение, произошедшее на минувшей неделе, увеличило розничные цены на бензин в среднем на 3%. Относительно А-92 и АИ-95 бензинов рост составил 50 копеек за литр. На старом уровне осталась лишь стоимость дизельного топлива.
Динамика
Первого января 2004 года цена автомобильного бензина А-76 на АЗС «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» в Пермской области выросла до 8,9 руб. за литр; А-92 – 11,2; АИ-95 – 12,3; дизтопливо – 9,3. 18 августа были установлены следующие цены: А-76 – 11,1; А-92 –13,4; АИ-95 – 14,4; дизтопливо – 10,2. Таким образом, рост цен на бензин в течение восьми месяцев 2004 года составил 13-20%, дизельное топливо – более 9%.

Обратная экспансия
Согласно заявлениям топ-менеджеров ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт», в августовском повышении цен на бензин вновь следует «винить» внешний фактор, пусть и воздействующий на происходящее опосредованно. По словам первого заместителя генерального директора компании Максима Хитрова, с января по август 2004-го рост оптовой цены на ГСМ составил 22%. «При этом темп роста розничных цен был ниже, – отметил г-н Хитров. – Таким образом, в течение 2004 года наценка розничных продавцов сократилась и составляет 1,5-2 рубля на один литр». Оптовые цены, в свою очередь, были подогреты рекордным ростом цен на нефть на внешнем рынке. 16 августа один баррель стоил 46 долларов.
Высокие цены преследовали мировой нефтяной рынок на протяжении всего 2004 года, делая его гораздо более привлекательным, нежели российский. Последний, по утверждениям специалистов, был вынужден подстраиваться, и выразилось это, в первую очередь, в самостоятельном росте оптовых цен на топливо, направленный на то, чтобы не допустить дефицита на рынке. «Существенную роль играет и сезонный фактор. Сейчас – период острого спроса на топливо», – добавил Максим Хитров. Схожие сентенции, касающиеся мировой конъюнктуры и сезонного фактора, предваряли и июньское повышение. Виновницей в какой-то степени называлась и общероссийская тенденция роста цен на бензин.

Куда бежать?
Вместе с тем, именно в июне 2004-го г-н Хитров прогнозировал замедление темпов роста цен на бензин к августу. С началом последнего летнего месяца вывозная таможенная пошлина на нефть увеличилась на 68%. Это, по убеждению менеджера, должно было вызвать новый, уже самостоятельный интерес к внутреннему рынку. Впрочем, ожидаемого не произошло. Г-н Хитров пояснил газете «bc», что нынешнюю ситуацию осложняет чрезвычайно высокая премия за риски. «Это касается Ирака, последнего конфликта в Венесуэле. Если риски исчезнут, то цена может упасть. Если же цена на нефть останется на уровне 46 долларов за баррель, то бензин внутри страны в течение ближайших месяцев может подорожать еще на 20%», – пояснил менеджер ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».
При этом риски, связанные с возможным срывом поставок из Ирака и Венесуэлы, вряд ли можно будет списывать со счетов в течение обозреваемого периода. Фактически (и это очевидно) такая ситуация «приговаривает» российского потребителя к новым повышениям цены на бензин.
Более того, говорить о праве «сильного» или о праве монополиста в данном случае не приходится, поскольку цены на бензин в Пермской области на 10-20 копеек ниже, нежели в соседних регионах. Впрочем, справедливости ради отметим, что динамика роста цен у конкурентов ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» была несколько иной. Так, например, бензин А-76 в компании «ДАН» 1 января 2004-го стоил 8,7 руб.; А-92 – 11,0; АИ-95 –12,1; дизтопливо – 9,1. К августу цены выросли до следующих пределов: А-76 – 10,9; А-92 – 13,2; АИ-95 – 14,2; дизтопливо – 10,0.
В то же время вероятность обратного процесса (по крайней мере, его скорого начала), связанного с падением цен на бензин, невелика. По словам Максима Хитрова, для этого необходимо, чтобы нефть на внешнем рынке стоила меньше 32 долларов за баррель.
Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний