Газета
 24 августа 2009, 13:20   968

Вечный бой

Вечный бой
Участники рынка пассажирских перевозок обречены на сотрудничество и конфликт.

Прошедшая неделя ознаменовалась очередным эпизодом конфликта администрации Перми и частных перевозчиков: на стол Аркадию Кацу и Алексею Ковыеву легло 600 заявлений о расторжении договоров. Таким образом представители четырех крупнейших объединений бизнесменов данной отрасли отреагировали на уже осуществляющиеся планы властей города поменять правила игры на рынке.

Обе стороны, как игроки в покер, стараются сохранять максимально спокойное выражение лица, чтобы не дать понять, что за карты у них на руках.

Администрация настаивает на том, что ничего катастрофичного в отказе перевозчиков участвовать в конкурсах нет: дескать, найдутся согласные, да и иногородние бизнесмены с интересом смотрят на Пермь.

Тем временем участники пермских некоммерческих партнерств пока демонстрируют завидную солидарность (понимая, что поодиночке им и не такие привлекательные условия предложат), а представить себе колонну из 500–600 автобусов «варягов», прибывающих в Пермь через месяц-другой, довольно трудно. У любой компании, рискнувшей выйти на этот рынок, неизбежно возникнет потребность в автопарках и ремонтной базе, сотнях квалифицированных водителей и кондукторов – где их взять в одночасье? По логике, затевать передел рынка лучше тогда, когда иногородние перевозчики уже начали работать и показали, что способны справиться с поставленной задачей. Сомнения вызывает и способность властей справиться с сотнями автобусов, работающих в режиме знаменитой «сотки», – на усмирение трех перевозчиков в аналогичной ситуации потребовались месяцы и недюжие усилия гаишников – хватит ли их на всех, кто решится выйти в рейс без договора?

Казалось бы, в руках перевозчиков куда более убедительный инструмент – забастовка, которая уже не раз направляла развитие ситуации в нужное им русло. Названный демарш, похоже, первый шаг на пути к ней. Если заявления властей о формировании резерва из 100 автобусов не пустые слова – значит, на этот раз администрация все же решила «пойти на принцип», держаться до конца и не поддаваться на шантаж. В таком случае стачка неизбежна, а ее продолжительность будет зависеть от запаса прочности перевозчиков и терпения пассажиров. Впрочем, при последовательном выполнении такой задумки власти ждет успех: вряд ли стоит всерьез принимать обещания прекратить деятельность и распродать (кому – тем же «варягам»?!) автобусы участников некоммерческих партнерств.

По всему видно, что все участники процесса обречены на сотрудничество в том или ином виде, поэтому финал данного конкретного эпизода по большому счету не столь интересен. Интересно другое: мы наблюдаем попытку чисто административного регулирования отрасли, в которой фактически сложились рыночные отношения.

Стремление властей сохранить контроль над ценообразованием в такой социально значимой сфере (как и в энергетике, ЖКХ, на рынке лекарств и т. д.) вполне понятно и приветствуется гражданами. Но ведь та же «сотка» возила пассажиров по цене ниже установленного тарифа! Существует и пример услуг такси, цены на которые успешно регулируются без участия администрации. Не стали бы отношения на этом рынке проще и прозрачней, откажись власти от столь жесткого регулирования? Возможно, отпустить отрасль в свободное плавание мешает боязнь того, что рынок «не справится», все закончится монополизацией и безудержным ростом цен? В этом плане, вместо того чтобы стимулировать конкуренцию между перевозчиками (что, по крайней мере, мешало бы им объединяться для таких вот демаршей), администрация идет по пути стимулирования укрупнения игроков рынка, которое, по экономической логике, как раз может закончиться картельным сговором и усугубить ситуацию. Не в этом ли несоответствии инструментов регулирования и его объекта, истинных и заявленных целей участников рынка кроется причина конфликта? Если так, то окончательная победа одной из сторон не только невозможна, но и неприемлема с точки зрения конечного потребителя, потому что в одном случае он в конце концов потеряет возможность получать услугу, а в другом – пользоваться ею. Так что, видимо, данный эпизод – далеко не последний в этом сериале.

Поделиться:
Все новости компаний