Газета
 17 августа 2009, 13:20   1740

Спам-тур

Спам-тур
Спам-рассылки становятся все более популярным видом рекламы. Между тем неожиданные сообщения вызывают неоднозначную реакцию у потребителей и спорны с точки зрения закона.

Как стало известно «bc», одна из недавно появившихся на рынке Прикамья турфирм – «100 дорог», не имея собственной клиентской базы, использовала нестандартный маркетинговый прием, заказав рассылку рекламы по SMS своим конкурентам, клиентские базы у которых уже сформированы.
12 августа на мобильный телефон одного из сотрудников редакции «bc» пришло сообщение с информацией о «горящих путевках в Испанию и сезонных предложениях по самой выгодной цене». В конце сообщения значилось название турфирмы и ее городской телефон. После звонка по указанному номеру телефона и вопроса «Каким образом мой телефон попал в список рассылки?» в беседе с сотрудниками туристической фирмы «100 дорог» выяснилось, что рассылкой спама занимались не они.
«Мы обратились к другим турфирмам, – пояснили нам сотрудники компании, – которые предложили нам купить у них услугу рассылки сообщений по созданным ими клиентским базам. Одной из них является «Перминтур». Как добавили в турфирме «100 дорог», продавать свои базы им конкуренты отказались, ограничившись предложением о собственной рассылке.
Между тем подобные действия туроператоров спорны с точки зрения закона. По словам члена коллегии юристов «Правое дело» Алексея Жучкова, любая клиентская база является собственностью компании, и, в принципе, они имеют право ею торговать. «Однако нельзя забывать о том, что в этой базе содержится информация личного характера. Такая, как, например, номера телефонов клиентов, которая является конфиденциальной и запрещена к распространению, – добавил юрист. – Более того, остается открытым вопрос, соглашались ли клиенты получать информацию о деятельности других компаний от своего туроператора». Алексей Жучков поясняет, что рассылка рекламы без предварительного согласия на ее получение – незаконное действие: «Только вот к ответственности нужно привлекать не только и даже не столько рекламораспространителя, а рекламодателя, потому что именно они заказывают этот спам».
По словам юриста, за ненадлежащую рекламу рекламодатель несет административную ответственность – такими делами занимается антимонопольное ведомство. В данном случае наказание может составлять от 40 до 500 тыс. рублей.
«Также любой пострадавший от ненадлежащей рекламы может обратиться с иском в суд, – резюмировал юрист, – например, потребовать компенсации за нанесение морального вреда».

Стоимость SMS-спама у контент-провайдеров колеблется от 0,70 до 1,20 рубля, в зависимости от объема передаваемой информации.

Тем временем другие игроки рынка турфирм Перми удивляются такому факту, что «100 дорог» «заказали» рассылку конкурентам. По словам совладельца агентства отдыха без виз «+30 по Цельсию» Арсения Павлова, «100 дорог» лукавят, говоря о таком способе взаимодействия с конкурентами. «В туристическом бизнесе очень высокая конкуренция – здесь каждый клиент на счету. И нелогично было бы продавать такую услугу или саму базу другой организации, – отмечает собеседник. – Могу предположить, что «100 дорог» пошли по другому пути и купили данные об абонентах у так называемых контент-провайдеров, которые и занимаются подобными рассылками».
Заметим, что за последние полгода телефонный спам как вид рекламы начал набирать все большую популярность: им пользуются не только туристические фирмы, но и большинство магазинов, пытающихся привлечь к себе новых клиентов и удержать старых. При этом отношение к данному виду рекламы у потребителей далеко не однозначное.
 

Поделиться:
Все новости компаний