Газета
 17 августа 2009, 13:20   2212

Мучает жажда

Мучает жажда
Пермский рынок питьевой воды демонстрирует падение. Эксперты предрекают в скором времени громкие слияния как главный способ выжить.

Рынок бутилированной питьевой воды, как и другие сегменты, ощутил на себе негативное влияние общемировых экономических тенденций, став жертвой тотального сокращения непроизводственных расходов на предприятиях. Однако вопреки опасениям игроков случаи полного отказа от поставок питьевой воды по причине финансовой несостоятельности клиента носят единичный характер. Между тем практически все компании время от времени в своем стремлении выжить активно демпингуют, тем самым вызывая негодование коллег.
Экономят на последнем. «С приходом кризиса потребители в поиске более выгодных условий чаще обращаются с предложениями о пересмотре объемов поставок. Ряд клиентов из числа коммерческих структур стали оплачивать воду не из кассы, а предложили в складчину покупать ее офисным сотрудникам, что также влияет на размер заказа», – заявила коммерческий директор ООО «ЭКОФранс» (вода «Луговая») Ирина Грохотова. По словам руководителя компании «Волшебный бриз» Сергея Лузина, из-за кризиса объем продаж сократился на 30 %. В компании «Веселый водовоз» подтвердили факт снижения уровня продаж.
Говоря о составе игроков рынка, эксперты в числе лидеров называют такие компании, как «Родник Прикамья», «ЭКОФранс», «Веселый водовоз», «Волшебный бриз», «Росинка». В общей сложности сегодня на пермском рынке работает около 10 компаний, занимающихся поставками пить-евой бутилированной воды. Несмотря на падение продаж, по оценкам опрошенных экспертов, число игроков на рынке пока не сократилось, хотя некоторые респонденты предрекают грядущие объединения на нем. «Возможно, произойдет слияние или поглощение ряда компаний. Для некоторых предприятий объединение – это единственная возможность выжить», – заявила г-жа Грохотова. Сергей Лузин также не исключает этого: «Возможно уменьшение количества игроков за счет объединения или поглощения мелких, наподобие создания в 2007 году холдинга «Чистая вода». Тогда активы предприятия «Родник Прикамья» были куплены компанией «Чистая вода», которая уже продвигала свою воду на рынке. При этом ребрендинга не произошло – при продажах используются обе торговые марки. Отдельные эксперты заявляют о том, что уже сейчас ряд компаний находятся на стадии продажи.
Некуда бежать. Перспективы проникновения в Пермь иногородних игроков эксперты оценивают как маловероятные, объясняя это характерной особенностью этого рынка – локальностью. «Регионы существенно отличаются от Москвы, где рынок питьевой воды сильно сегментирован. Например, там представлены компании, производящие воду VIP-класса – 4500 рублей за бутылку. В Перми же такая вода вряд ли найдет своего покупателя», – считает Ирина Грохотова. По ее словам, в регионах сильны позиции местных игроков, они устойчиво работают в нижнем ценовом сегменте. В свою очередь федеральные игроки вынуждены выходить в более дорогой сегмент, поскольку их транспортная составляющая достаточно велика. «Сегодня на пермском рынке иногородних игроков не представлено, и их приход не предвидится. Не успев выйти на региональные рынки в более благополучные для продаж годы, сегодня крупные холдинги сворачивают низкорентабельные производства. Например, «Архыз» пытался зайти на пермский рынок, но эти попытки не увенчались успехом», – рассказала «bc» Ирина Грохотова. О низкой рентабельности этого бизнеса сегодня говорит и Сергей Лузин, констатируя, что в настоящий момент она стремится к нулю. «Такая ситуация возникла практически во всех пермских компаниях, занимающихся бутилированной питьевой водой», – отмечает г-жа Грохотова. «Если работать добросовестно, этот бизнес весьма затратный. Любые попытки экономии на оборудовании или процессе обработки воды непременно скажутся на качестве продукта и, следовательно, на имидже компании», – заявила она.
Кроме того, предприниматели единодушно заявляют об участившейся практике демпинга. «Эта тенденция больше тревожная, чем позитивная, потому что дешевое хорошим не бывает», – полагает Григорий Тиминский. «В среднем сегодня в Перми 19-литровая бутыль стоит 80 рублей, то есть 4 рубля за литр, но это практически ее себестоимость с небольшим маржинальным доходом. Отклонения в сторону снижения цены свидетельствуют о демпинге. Я не думаю, что здесь есть возможности для создания качественного продукта», – заявил г-н Тиминский.
Между тем, по данным социологического и маркетингового агентства «СВОИ», критерий цены воды только третий в списке предпочтений пермяков. Так, более чем для половины жителей города определяющим фактором при выборе поставщика воды являются ее вкусовые качества (47,8 %). Остальные факторы имеют куда меньшее значение для горожан. Так, более чем десятая часть населения (13,8 %) предпочитают покупать воду местных производителей. Третий фактор в рейтинге – цена воды. Она является определяющей для 12,2 % пермяков. Менее чем для десятой доли жителей Перми главным фактором выбора поставщика является наличие полезных добавок в воде (9,8 %). Правильное хранение товара – основной критерий для 4,5 %, скорость доставки воды – для 4,1 %. Наименее значимое преимущество производителя – это удобство тары (2,4 %).
Однако игроки отмечают, что бизнес-клиенты, в отличие от физических лиц, в первую очередь обращают внимание, напротив, на цену, этим и обусловлена эффективность приемов демпинга. А на эту категорию клиентов приходится от 65 до 90 % заказчиков пермских компаний.
В обозримом будущем. По данным агентства DISCOVERY Research Group, рынок минеральной и питьевой воды вплоть до последних месяцев входил в число наиболее быстрорастущих потребительских рынков России. На долю этих продуктов приходилось, по разным оценкам, от 40 до 60 % всего рынка безалкогольных напитков. Например, в период с августа 2007 года по июль 2008 года рынок питьевой и минеральной воды вырос на 25 % в стоимостном выражении. Однако в сентябре – ноябре 2008-го его объем, по мнению его участников, сокращался: в сентябре – на 7 %, в октябре – на 15 %, в ноябре – на 20 %. В первом квартале 2009 года падение продаж, по имеющимся данным, составило 25–30 %. По оценкам специалистов DISCOVERY Research Group, по итогам 2008 года объем рынка в России в стоимостном выражении по сравнению с 2007 годом практически не изменился и составил $1,6 млрд, хотя прогнозируемый уровень составлял $1,84 млрд. Прогноз объема рынка питьевой и минеральной воды на 2009 год колеблется от $1,1 до $1,44 млрд в зависимости от сценария развития – пессимистичного, согласно которому снижение продаж составит 30–35 %, и оптимистичного, который предполагает снижение продаж на 10 %.
По оценкам московских экспертов, в ближайшем будущем следует ожидать продолжения структурных изменений рынка. Они будут связаны с развитием отдельных подсегментов: например, с увеличением доли премиальной продукции, с ростом популярности воды в оригинальной упаковке и крупной таре, а также с ростом популярности продукта, ориентированного на узкий круг покупателей – спортсменов, родителей грудных детей и т. д. Производители все больше внимания уделяют разработке маркетинговых стратегий и рекламным кампаниям. По мнению пермских игроков, в Перми подобных изменений в ближайшее время не предвидится: региональный рынок продолжит развиваться в демократичном ценовом сегменте без четкого сегментирования.
 Мучает жажда

Мучает жажда

Мучает жажда

Поделиться:
Все новости компаний