Газета
 10 августа 2009, 13:20   1046

Песочное искусство

Песочное искусство
Тибетские монахи создали произведение искусства, чтобы его разрушить.
Автор: Кирилл Перов

В Перми прошли мероприятия IV международного арт-фестиваля «Россия – Индия – Тибет». Этот культурологический проект участвовал в программе этнофутуристического фестиваля «КАМВА» и являлся его почетным гостем. Но одновременно с этим «Россия – Индия – Тибет» представляет собой самостоятельный фестиваль, программа которого в столице Пермского края продолжалась 10 дней.

Международный фестиваль в этом году пройдет в шести городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Казани, Улан-Удэ. А начался он в Перми, потому что его организаторы – художники Дмитрий и Галина Тарасовы – наши земляки. Они создатели авторской методики, признанной как высокоэффективный способ раскрытия креативности и творческого потенциала через обучение рисованию. Культурологическая направленность фестиваля дала возможность пермякам познакомиться с культурным и философским наследием Тибета, проанализировать разно-образие подходов к искусству.
Для участия в фестивале к нам прибыла делегация буддийских монахов из Тибетского университета монастыря Дрепунг Гоман. В этом монастыре на 4-х факультетах – астрологическом, религиозно-философском, тантрическом и медицинском – получают образование более 5 тысяч монахов из Тибета, Непала, Бутана, Монголии, Индии. Среди них – несколько десятков человек из России, ведь буддизм является одной из четырех основных религий нашей страны.
В этом году впервые в составе делегации кроме монахов и лам приехал достопочтенный Отог Ринпоче. Титул «Ринпоче» в переводе означает «драгоценный», так именуют высших лам и перерожденцев, то есть людей, которых буддисты признали перерождением кого-либо из именитых буддийских учителей.
В программе фестиваля были лекции о тибетском искусстве. О разнообразных стилях буддийских икон-танка, о храмах Тибета и Индии рассказывала приехавшая на фестиваль из Санкт-Петербурга искусствовед, специалист по буддийскому искусству Анастасия Барохоева, которая 4 года изучала буддийское искусство и философию в одном из тибетских университетов.
Пермяки, пришедшие посмотреть на мандалу и послушать лекции, также могли получить консультацию специалиста по тибетской медицине и пообщаться с Отог Ринпоче. На встречах он охотно и подробно отвечал на все вопросы, а переводил его слова тибетский монах Дымбрил, наш соотечественник, уроженец Бурятии, обучающийся в университете монастыря, Дрепунг Гоман.
В рамках фестиваля семейная мастерская Тарасовых провела благотворительный мастер-класс для всех желающих научиться рисовать. Вместе с пермяками взяли в руки кисти, причем впервые в жизни, и тибетские монахи. Интересно, что работы пермяков, а в основном это были пейзажи, нарисованные гуашью, очень отличались по колориту от рисунков тибетцев.
Как и в прошлые годы, основной площадкой фестиваля стал Пермский кукольный театр, а главным событием фестиваля – создание мандалы – графического символа космоса и места человека в мироздании.
В Перми тибетские монахи мандалу не рисовали, а насыпали, используя разноцветный песок. Делают ее из минералов разного цвета, растирая их в ступке, краски получаются очень яркие, праздничные.
Сначала монахи, проведя обряд очищения пространства, размечают чертежными инструментами контуры мандалы и основные линии рисунка. А затем приступают к работе. Цветной песок насыпают в длинные и тонкие металлические конусы с ребристой поверхностью, они называются чакпур. Если по этой поверхности потереть другим чакпуром, то создается вибрация, и песчинки высыпаются через маленькое отверстие.
«Мандала, безусловно, является произведением тибетского искусства, но так же, как и иконы нельзя рассматривать вне православия, мандалу нельзя рассматривать вне буддийской философии, – рассказывает Анастасия Барахоева, искусствовед, буддолог. – Прежде всего, мандала предназначена для буддийских практик и медитации. И строится она по строгим канонам». Каждый из многокрасочных замысловатых узоров и геометрических элементов мандалы имеет определенное значение. А все вместе они представляют проекцию (вид сверху) дворца божества. В Перми монахи построили мандалу Белой Тары – божества долгой жизни и мудрости. Ее изображают с распустившимся цветком лотоса в руке.
Буддисты верят, что достаточно одного взгляда на мандалу, чтобы очиститься от болезней и негативных наклонностей.
Монахи, занимающиеся созданием мандалы, работают несколько дней, помногу часов проводя в напряженной позе – согнувшись в три погибели, кропотливо выводят песком тонкие мотивы рисунка. Все каноны, существующие много веков, при построении мандалы соблюдаются с точностью до миллиметра. У многих посетителей возникал вопрос: как они не устают? Как объяснила Анастасия Барахоева, перед началом работы монахи проводят специальные ритуалы, помогающие им войти в состояние измененного сознания, находясь в котором они не замечают трудностей.
Необычность этого древнего тибетского искусства состоит еще и в том, что построенная мандала должна быть уничтожена. В этом одно из ее главных назначений – напоминать о бренности всего сущего в этом мире. Вот и в Перми, после церемонии прощания с мандалой, монахи провели ритуал разрушения. Весь разноцветный узор был аккуратно сметен к центру и превратился в горку песка.
В заключительный день фестиваля пермяки могли послушать обертонное и мультифоническое пение и увидеть «Мистерию Цам» – танец в масках мистического содержания, где с помощью символических жестов и движений исполнители-монахи представляют победу над злыми духами.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний