Газета
 24 июля 2009, 13:20   1361

Попали в сети

Антимонопольщики намерены ограничить возможности развития продуктовой розницы. Эксперты считают эти усилия напрасными.
Автор: Кирилл Перов

В середине июля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) внесла в законопроект «О торговле» ограничение, не позволяющее продуктовым сетям с оборотом более 1 млрд рублей, имеющим на рынке городского округа или муниципального района долю более 25 %, приобретать помещения либо вводить в действие помещения с целью организации новых магазинов. Как пояснил «bc» один из разработчиков проекта из ФАС России, для того чтобы сеть попала под ограничения, достаточно выполнения хотя бы одного из двух условий.

Абсолютно все эксперты «bc» сходятся во мнении, что названные ограничения затронут почти все сети. «Сеть с годовым оборотом в 1 млрд долларов можно назвать мелкой, а значит, ограничения, предлагаемые ФАС, затронут практически всех», – отметили в пресс-службе Х5 Retail Group (бренды «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток»).

Что же касается второго ограничения – доли рынка в 25 %, то оно кажется всем собеседникам «bc» излишне строгим. «В законе «О конкуренции…» установлена общая для всех рынков планка в 35 %, и, на наш взгляд, применительно к торговым сетям не было необходимости ее снижать», – считает Антон Гуськов, директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК).

Более того, по мнению Александра Бархатова, директора по информационной политике и коммуникациям ГК «Детский мир», розница в России еще не настолько консолидирована, чтобы существовала необходимость в регулировании ее масштабов с акцентом на ограничения. С этим соглашаются и представители Х5 Retail Group. По их данным, российскому рынку еще далеко до европейских показателей концентрации рынка. «По оценкам UBS, пять ведущих сетей занимают на сегодня лишь 10,1 % российского рынка продуктовой розницы, десять ведущих игроков – 13,6 % рынка, в то время как в Восточной Европе, например, три ведущих игрока занимают до 30 % рынка, а в Западной – от 50 % и выше», – отметили в пресс-службе компании. «В настоящее время, за исключением Санкт-Петербурга, где доля сети Х5 свыше 35 %, ни в одном российском городе ни одна из сетей не достигает уровня присутствия на рынке более 13 %», – цитируют федеральные СМИ слова Игоря Артемьева, главы ФАС России.

Если говорить о региональной рознице, то, по данным Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края, доля ни одной из сетей не достигает указанного порога в 25 %.

Эксперты «bc» отмечают, что, по всей видимости, инициатива ФАС не будет иметь желаемого эффекта, а лишь осложнит развитие сетевого ритейла. «Целью внесения данных поправок провозглашается также поддержка малых форм торговли, однако с помощью подобных ограничений достичь ее вряд ли удастся. Мировой опыт свидетельствует, что в реальности всегда найдется немалое число людей, кто, несмотря на существование гипермаркетов, предпочтет покупать продукты на рынке, в магазине с индивидуальным обслуживанием, где знают вкусы всех членов его семьи, или просто в магазине, расположенном ближе к дому», – уверен Александр Бархатов. Его мнение поддерживает и Антон Гуськов. По словам этого эксперта, крупный ритейл и мелкий ритейл не конкурируют напрямую друг с другом, поскольку ориентированы на различные группы потребителей.

Большинство собеседников «bc» утверждает также, что поправка, внесенная ФАС, в случае ее утверждения может негативно сказаться на покупателях. «Сегодня сети – наиболее цивилизованная форма торговли. Это отработанные технологии, понятная структура собственности, контролируемый бизнес и налоги в бюджет. Малым же формам торговли эти характеристики зачастую несвойственны», – считает Антон Гуськов.

Г-н Гуськов полагает, что предложенная ФАС норма негативно скажется на инвестиционной привлекательности сетей, поскольку ограничивает возможности их развития. В то же время эксперт отмечает, что данная норма никак не влияет на перспективы развития ритейла на арендованных площадях. «Надо понимать, что в долгосрочной перспективе работа супермаркетов на арендованных площадях менее рентабельна, а дополнительные расходы будут переложены на покупателей», – уверен Антон Гуськов.

Включение нормы, предложенной ФАС, в окончательный вариант документа будет означать необходимость проведения большого объема работы территориальными подразделениями ведомства. Как рассказала «bc» Марина Кудрявцева, заместитель руководителя Управления ФАС по Пермскому краю, анализ розничных продовольственных рынков региона до сих пор не проводился. В Минторге корреспонденту «bc» сообщили, что в настоящее время законопроект разослан в профильные ведомства региона, которые имеют возможность внести свои предложения по его содержанию. Рассмотрение законопроекта на федеральном уровне состоится на осенней сессии Госдумы РФ.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний