Газета
 13 июля 2009, 13:20   1816

Цель – выжить

Объемы производства строительных материалов в Прикамье упали почти в два раза. Руководители профильных предприятий уверяют, что снижение дохода компаний оказалось еще более существенным.
Автор: Кирилл Перов

По данным исследования, проведенного специалистами ГК «Поллукс», падение цен на строительные материалы в Пермском крае за прошедшие полгода составило от 3 до 28 %. Стоимость бетона снизилась на 15–28 %, товарный раствор подешевел на 5–26 %. Компания оценила ценовую политику 19 предприятий, работающих на территории региона. И лишь одна из рассматриваемых компаний официально повысила цены на свою продукцию (на 32 %). Остальные производители стройматериалов с начала 2009 года в среднем успели переписать прайсы как минимум 2 раза. «В принципе, это нормально, цены, как правило, пересматриваются один раз в квартал. Но если брать не среднестатистические данные, а анализировать ценовую политику каждого предприятия, то картина выглядит иначе: отдельные компании (4 шт.) официальные цены не меняли ни разу, 5 компаний корректировали цены один раз, еще столько же – сделали это пять раз. Три компании изменили цены 2 раза, и по одной компании корректировали цены 4 и 5 раз», – отмечают эксперты «Поллукса». По их мнению, такое поведение ярко характеризует кризисные явления в отрасли.

Столь значительное сокращение цен стало следствием снижающегося спроса. По данным предприятий, объемы выпуска стройматериалов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, упали на 30–50 %. По словам заместителя генерального директора «Горнозаводскцемент» Анатолия Мокрушина, продажи цемента на предприятии снизились примерно на 50 %, железобетона – на 30%. На 40 %, по словам президента ГК «Поллукс» Алексея Шиляева, сократилось производство стройматериалов на «КУБ-Стройкомплексе», одном из дочерних предприятий компании. В 3 раза снизились производственные показатели Пермского завода металлоконструкций. По словам генерального директора завода Евгения Фомина, за прошедший год изменился перечень клиентов компании. Если раньше 90 % заказов на предприятие поступало от строителей, то сейчас основными клиентами выступают энергетики. Заказы от строителей, по словам генерального директора Краснокамского ЖБК Инны Чирковой, поступают благодаря тому, что они берут подряды у крупных организаций, например выполняя заказы нефтяников, энергетиков. «Заказов для гражданского строительства очень мало. В основном от тех, кто строит на бюджетные деньги», – отмечает собеседница Building b. c. Стабильным остается лишь число частных заказчиков. Инна Чиркова утверждает, что их доля составляет 25–30 %. В связи с этим «КУБ-Стройкомплекс» заявил о том, что в своей работе сделал акцент на частниках.

Кроме того, среди предприятий строительной отрасли все большую популярность приобретают сделки по взаимозачету. По словам Инны Чирковой, «живые» деньги, которые получает компания, уходят на уплату налогов, коммунальные платежи и зарплату. Большая часть расчетов проходит по взаимозачетам (подробнее об этом – в статье «Квартирозачет», стр. 12 этого номера).

Сложившуюся ситуацию производители стройматериалов объясняют исключительно кризисными явлениями. Многие из собеседников издания поделились, что в связи со спадом производства прибыль, полученная предприятием, в этом году оказалась в разы меньше показателей прошлого года.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний