Газета
 13 июля 2009, 13:20   1463

Раскаты дома

Раскаты дома
Рынок кровельных материалов поддерживается активностью частных застройщиков. Поставщики корректируют цены и делают ставку на новые продукты.

Перспективный сегмент. По оценке экспертов, потребность в кровельных материалах (КМ) российского строительного рынка составляет 1–1,5 млрд кв. метров в год. Столь значительный разброс объясняется тем, что крыши требуются не только новостройкам, но и существующим домам. В начале 2000-х годов, с активизацией строительства, на рынке наблюдался значительный дефицит таких материалов, особенно в сезон наибольшего спроса – с апреля по октябрь. Темпы роста сегмента в 2006–2008 годах, в зависимости от вида материала и региона использования, составляли от 10 до 30 % в год. Таким образом, в прошлом году предложение на нем впервые превысило спрос.

Условно КМ можно разделить на две группы: материалы для плоских и скатных кровель. Аналитики рынка отмечают, что соотношение доли этих материалов примерно одинаково – 52 % и 48 % соответственно. При этом, по данным агентства Symbol-Marketing, скатные крыши имеют до 90 % новостроек и около 85 % построенных домов в стране. Основная масса этих зданий относится к индивидуальному сектору, который в меньшей степени пострадал от последствий кризиса. Таким образом, очевидно, сегмент КМ для скатной кровли в настоящее время остается наиболее привлекательным.

Игроки пермского рынка КМ затруднились дать оценку его объема. «Точный размер данного сегмента строительных материалов в Пермском крае определить сложно из-за большого числа участников и разнообразия предлагаемых товаров, – сообщает коммерческий директор ООО «Металл Профиль Урал» Кирилл Позмогов. – По нашим данным, по всем видам продукции в 2008 году он составлял около 5 млрд рублей». Несколько иную оценку дает руководитель отдела маркетинга пермского завода профнастила «Квин» Галина Полыгалова: «В прошлом году объемы продаж завода по профнастилу составили более 630 млн рублей. По собственным исследованиям, мы занимаем около 50 % рынка и первое место среди его участников». Таким образом, сегмент пермского рынка материалов для скатной кровли составлял от 1,2 до 2,5 млрд рублей в год.

 

Раскинули сети. Крупные инвестиции в производство кровельных материалов привели к тому, что до 80 % рынка на сегодняшний день занимает российская продукция. Так, в развитие ПЗП «Квин» в 2005–2008 годах было вложено более 100 млн рублей. В последние годы произошла смена предпочтений большинства потребителей от асбестоцементного шифера к металлочерепице и профилированному оцинкованному листу. «Сегодня металлочерепица – стандарт рынка и продается без лишних маркетинговых усилий. Покупателей, как правило, не надо убеждать в преимуществах данного материала», – считает руководитель ОСП ООО «Металл Профиль Урал» Андрей Чернов. С ним согласны и остальные опрошенные эксперты. По различным оценкам, на сегодняшний день эти материалы занимают до 2/3 объема рынка КМ для скатных кровель.

Игроков сегмента условно можно разделить на две категории – производители (региональные представительства) материалов и трейдеры, занимающиеся поставками КМ различных заводов. «На территории края представлены все крупнейшие российские производители, – сообщает директор Пермского филиала группы заводов «Инси» Андрей Зайцев. – Это объясняется тем, что наш регион отличался высокой инвестиционной активностью в строительстве». Лидерами рынка, таким образом, можно считать ООО «Металл Профиль Урал», ПЗП «Квин» (единственный пермский производитель материалов), «Инси», «Маяк-Профиль», «Металлкомплект», «Сталепромышленная компания», «Центрметалл», «Теплов и Сухов», «Дедал». Большинство экспертов затруднились сказать, какую долю занимает каждый из игроков. «Мелких игроков на рынке много из-за его доступности, он перенасыщен и по плотности напоминает сегмент черного металла», – сообщает Кирилл Позмогов. По замечанию Андрея Чернова, крупные российские производители в последние 5 лет приложили немало усилий для развития сети дистрибуции, но сейчас задачи ее расширения уже не стоит. «Многие частные покупатели сейчас, добиваясь более значительных скидок и гарантии на материалы, обращаются напрямую на завод-производитель, и некоторые из них идут на работу с такими заказчиками, что неблагоприятно влияет на положение дистрибьюторов», – отмечает Андрей Зайцев. Это же подтверждает и Андрей Чернов.

 

Стойкий частник. Структура покупательского спроса на рынке также трудно поддается оценке: доля индивидуальных заказчиков, по разным данным, составляет от 40 до 70 % от общего числа, сегмент промышленных и мелкооптовых потребителей – соответственно от 60 до 30 %. Единственное, в чем сошлись участники рынка, – существенное снижение заказов промышленными предприятиями, которое составляет от 30 до 50 %. «Как правило, металлпрофиль, сайдинг и кровельные панели использовались при возведении новых зданий, предназначенных для размещения новых производств, – поясняет Андрей Зайцев. – Сейчас многие такие проекты заморожены, что и объясняет снижение спроса». «Предприятия добывающих отраслей, ориентированные на экспорт, придерживаются принятых планов ремонта – потребление КМ с их стороны не наблюдается», – отмечают специалисты ООО «Теплов и Сухов».

Частные застройщики, наоборот, демонстрируют прежний уровень потребления. «В этом сезоне, в связи с ожидаемыми последствиями кризиса, мы прогнозировали снижение спроса в данном сегменте на уровне 8–10 %, – сообщает Галина Полыгалова. – К счастью, наши предположения не оправдались, и по результатам первых месяцев даже наблюдается небольшой рост покупательской активности, в связи с чем мы немного повысили цену на свою продукцию». Доля комплексных застройщиков коттеджных поселков в этой массе незначительна. «В лучшие годы она составляла не более (4–6 %) от общей массы», – оценивает Андрей Чернов.

В структуре потребителей КМ четко обозначились две основные группы: покупатели материалов премиум- и эконом-класса. «Потребители КМ среднего ценового сегмента практически исчезли с рынка, переориентировавшись на дешевые материалы», – отмечает Андрей Чернов. При этом среди покупателей материалов премиум- и бизнес-класса наблюдается существенное снижение спроса. «Трудно оценить его в процентном выражении, но ряд крупных проектов, начатых в прошлом году, заморожены, и для компании это чувствительно», – сообщает директор ООО «Кровли из Европы» Светлана Алтухова.

 

Привет из Китая. В условиях высокой конкуренции цена на продукцию становится одним и з в ажн е йши х и н с т р у м е н т о в борьбы за покупателя: «На фоне снижения цены на сырье стоимость КМ упала на 20–25 % к уровню октября 2008 года», – оценивает Галина Полыгалова. С  этой же оценкой согласен Андрей Зайцев: «Сейчас компания проводит различные акции для стимулирования спроса, предлагая скидки на 10–15 %», – констатирует он. Помимо этого продавцы активно предоставляют дополнительные услуги – проектирование и расчет потребности в материалах. Мелкие участники рынка, выживающие за счет объемных скидок производителей и дистрибьюторов, занимаются доставкой материалов покупателям, предлагают услуги монтажа. «Качественный монтаж имеет огромное значение для долговечности кровли – неправильный порядок сборки, резка неподходящими инструментами могут привести к преждевременному появлению коррозии. Именно поэтому продавцы КМ, как правило, неохотно идут на предоставление гарантии на материалы», – утверждает Галина Полыгалова. Присутствуют на рынке и примеры недобросовестной конкуренции: по замечанию ряда экспертов, отдельные участники рынка стали завозить китайский прокат и продавать его под видом более дорогого. «В мелких партиях, которыми покупают КМ частные застройщики, обнаружить подделку не всегда возможно», – сетует Галина Полыгалова.

В целом эксперты позитивно оценивают перспективы рынка КМ для скатных кровель. Одним из направлений дальнейшего развития рынка и отстройки от конкурентов они называют расширение ассортимента материалов. «Мы ежегодно расширяем линейку продуктов на 1–2 позиции», – утверждает Галина Полыгалова. «Для клиентов, заботящихся о долговечности кровли, мы начали поставку материала V поколения «Призма», отличающегося особой структурой и устойчивого к повреждениям», – делится Андрей Чернов. «В высоком ценовом сегменте наблюдается повышение интереса заказчиков к керамической, цементно-песчаной и гибкой черепице. Последняя позволяет выполнять кровли сложной конфигурации», – отмечает Светлана Алтухова. «В то же время необходимо отметить, что наш регион отстает в  спользовании
новых материалов от столичных регионов на 3–5 лет. Проектировщики неохотно используют такие продукты, и рынок развивается в основном за счет усилий поставщиков и энтузиазма самих заказчиков, для которых крыша дома – не просто инженерное сооружение, а способ подчеркнуть собственную индивидуальность», – заключает она.

Поделиться:
Все новости компаний