Газета
 29 июня 2009, 13:20   1371

Телефонное рвение

Банки в поисках должников по кредитам все чаще вынуждены обращаться к родственникам и друзьям последних. Иногда жертвами телефонных атак становятся случайные люди, указанные недобросовестными заемщиками.
Автор: Кирилл Перов

В Перми отмечены случаи излишней активности работников банков, которые разыскивают должников по кредитам. Сотрудники финансово-кредитных организаций звонят по телефонным номерам, указанным заемщиками в договоре, по нескольку раз в день и регулярно отправляют SMS-сообщения с просьбой погасить долг.
Заемщик Хоум Кредит Банка:
– Сначала банк регулярно отправлял мне SMS в качестве напоминания о дате платежа. При этом сумма ежемесячных выплат составляла всего 1 тыс. 272 рубля. Я звонил в местное и московское отделения, где меня успокоили, что задолженности за мной не числится. Однако после этого из банка стали помимо отправки SMS еще и звонить, с разных номеров, иногда скрытых. В последнее время звонили ежедневно.
Нередки случаи, когда на звонки о должнике отвечают люди, не имеющие к заемщику никакого отношения. При общении работники банков не проявляют гибкости, делают по несколько запросов, на которые получают одинаковый ответ.
Собеседник «bc»:
– Нам звонили 2–3 раза в неделю с перерывами, всего поступило порядка 20 звонков. Обычно представлялись как сотрудники Альфа-Банка и уточняли интересовавшие их данные: проживает ли такой-то человек здесь, не знаем мы его адрес и телефон. Несмотря на то что на все вопросы я отвечал «нет», телефон звонил вновь и вновь, причем с одинаковыми просьбами обращались разные люди, по всей видимости, студенты-практиканты.
Иногда для звонков по адресам, где якобы может проживать должник, используют автоответчик.
Собеседник «bc»:
– В 2009 году в течение первых двух месяцев был шквал звонков от банка «Хоум Кредит» – около 10 звонков от автоответчика в день, еще 6–8 раз общался с сотрудниками организации. Как выяснилось, кто-то указал телефон родственника в своем кредитном договоре, а мой номер отличается всего лишь на одну цифру. Спрашивали, не родственник ли я тому человеку, не знаю ли, как с ним связаться, При этом, несмотря на подробные объяснения, звонили вновь и вновь.
С юридической точки зрения постоянные звонки из банков по вопросам кредитной задолженности не являются противозаконными. Как поясняет юрист коллегии адвокатов «Правое дело» Алексей Жучков, в данном случае финансовая организация не нарушает прав третьих лиц.
Алексей Жучков:
– Телефонные номера, указанные в кредитных договорах, считаются достоверной информацией, указанной для связи с заемщиком. Поэтому банк может пользоваться данными сведениями, пытаясь установить контакт с должником. Если же человек в силу каких-либо обстоятельств сменил место жительства или речь идет о предоставлении заведомо ложных данных, «телефонной жертве» нужно направить в банк официальное уведомление о том, что должник не проживает по указанному в договоре адресу. В крайнем случае можно обратиться в суд и требовать возмещения морального вреда.
С точки зрения представителей банков звонки по поводу просроченной задолженности возможны только в случае, когда не нарушаются права абонентов. По мнению управляющего Пермским филиалом Газэнергопромбанка Любови Юдиной, «телефонное третирование» простых жителей говорит о явном непрофессионализме работников финансово-кредитной организации и формирует негативное отношение к кредитным организациям в целом. «Хотя вполне возможно, что эти функции банк передает другим фирмам, которые, не церемонясь ни с кем, идут к конечной цели любым путем», – отмечает г-жа Юдина.
Любовь Юдина:
– С обывательской точки зрения мне лично было бы неприятно, если бы банк звонил регулярно и задавал вопросы, не относящиеся ко мне лично. Однако следует понимать, что кредитный инспектор обязан проверить данные о заемщике. В случае если сотруднику организации один или даже несколько раз объяснили, что номер телефона указан неверно или должник сменил место жительства, повторные обращения можно расценивать как грубое нарушение прав абонента. Для уточнения сведений о заемщике можно использовать другие механизмы, например установить контакт с близкими родственниками или выехать на место по указанному адресу. В любом случае банк должен использовать цивилизованный способ взаимодействия с заемщиком. Но беспокоить людей регулярно – это явный непрофессионализм.
Как считает управляющий Пермского филиала банка «УралСиб» Константин Долонин, финансово-кредитная организация имеет законное право требовать от должника возврата займа, в том числе используя телефоны, указанные в анкете. «Однако каждый случай таких обращений уникален, и нужно решать его в рамках нормальных человеческих взаимоотношений», – комментирует эксперт.
Константин Долонин:
– Все сведения, которые заемщик указал в анкете, проверяются банком еще до выдачи займа. Поэтому вероятность, что звонить в поисках должника будут случайному человеку, крайне мала. Однако даже если клиент сменил номер или произошла ошибка, всегда можно избежать конфликта. То есть со стороны банковского сотрудника требуется изложить ситуацию, со стороны абонента – предоставить интересующие сведения. В любом случае банк действует согласно установленным правилам и не нарушает закон.
 

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний