Газета
 22 июня 2009, 13:20   1409

Адвокаты конкуренции

Адвокаты конкуренции
Новый руководитель Пермского управления Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Махонин – о планах работы, специфике топливно-энергетического рынка Прикамья, росте жалоб на размещение госзакупок и «кнуте и прянике» для компаний.
Автор: Кирилл Перов

Дмитрий Николаевич, планируются ли кадровые перестановки в Пермском УФАС?

– Я полагаю, что говорить о смене организационной структуры управления преждевременно. Дело в том, что система отделов, существующая в настоящее время, работает менее года. Поэтому ее эффективность нужно оценивать как минимум по итогам 2009 года. Тогда можно будет, при необходимости, вносить коррективы.

Сейчас в управлении восемь отделов – по контролю товарных рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, финансовых рынков, субъектов естественных монополий, органов государственной власти и размещения государственного и муниципального заказа, финансово-административный отдел и правовой отдел.

Два моих заместителя сегодня – компетентные и имеющие колоссальный опыт в работе с антимонопольным законодательством люди. Например, Марина Александровна Кудрявцева, курирующая отделы контроля на товарных рынках и контроля за рекламой, исполняла обязанности руководителя управления до моего назначения.

В настоящее время объявлен конкурс на замещение должности заместителя, курирующего деятельность органов государственной власти и размещения госзаказа.

Обозначьте приоритеты работы ведомства на ближайшее время.

– Я бы не стал выделять отдельные контрольные функции, так как в каждом отделе Пермского УФАС есть свои приоритетные направления деятельности. Для сектора товарных рынков – это надзор над ценообразованием на топливо, продукты питания, лекарственные препараты. Большой блок проблем здесь – функционирование рынка перевозок, когда необходимо выявлять факты злоупотребления доминирующим положением на рынке. И не просто констатировать нарушение, а выдать предписание для изменения положения дел. То же самое можно сказать о рынке сбыта топлива. Показателен недавний пример, когда Пермское УФАС признало компанию «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» нарушившей антимонопольное законодательство. Сейчас по данному делу готовится предписание, главная цель которого – не позволить устанавливать на данном рынке монопольно высокие цены.

Требует постоянного надзора и сфера рекламы, ведь регулярно на пермских улицах можно видеть билборды с сюжетами рекламы пива, на которых отсутствует необходимое предупреждение о вредности чрезмерного употребления алкоголя. Остро стоит необходимость отслеживать факты нарушения прав интеллектуальной собственности, как в случае с торговым комплексом «Чкаловский», получившим «двойника» на Парковом.

Отмечу, что в данный момент в среде хозяйствующих субъектов нет достаточного уровня понимания наших функций. Ведь деятельность антимонопольного ведомства заключается не в наказании, а в предотвращении нарушений. Достигнуть влияния на компании можно не только путем применения наказаний, но и путем адвокатирования добросовестной конкуренции, в том числе с помощью популяризации нашей деятельности.

В каких сферах сегодня наблюдается наиболее высокий уровень нарушений антимонопольного законодательства?

– Половина нарушений антимонопольного законодательства в настоящее время приходится на деятельность органов государственной власти. В адрес управления поступает много жалоб на неправомочное распределение уполномоченными органами ресурсов, навязывание потребителям тех или иных контрагентов и т. д. Причем речь идет о действиях как органов местного самоуправления, так и о региональных органах власти. Для усиления контроля в скором времени ФАС будет позволено в рамках действующего законодательства дисквалифицировать чиновников от занимаемой должности на несколько лет.

Что касается жалоб на размещение государственного и муниципального заказа, то только за апрель этого года мы получили 110 таких обращений. Для сравнения, цифра по всему 2008 году составила 600. Ситуация усугубляется тем, что компании в условиях кризиса единственным источником выживания видят участие в государственных тендерах и потому обжалуют любые действия чиновников.

Напряженное направление в плане соблюдения антимонопольных норм – финансовые рынки. Кризис дает о себе знать, и поэтому рост обращений о нарушениях в данном сегменте растет. Впервые в 2008 году мы провели анализ финансового рынка Прикамья и установили доминирующее положение некоторых финансовых организаций. В частности, доминирующее положение в ряде сегментов рынка финансовых услуг занимает Западно-Уральский банк Сбербанка России.

Расскажите о мерах по контролю над рынком сбыта автомобильного бензина в Пермском крае. Почему цены продолжают оставаться высокими?

– К сожалению, специфика Пермского края заключается в том, что конкурентного рынка реализации топливных продуктов фактически нет. Какие бы контрольные мероприятия мы не совершали – конкуренции это не создаст. Цена на бензин в Прикамье будет справедливой только после того, как на территории региона появятся альтернативные игроки. А для этого нужно приложить немало усилий, в том числе региональным властям. Например, в Татарстане работает несколько сбытовых компаний, и цены на бензин и топливо там стабильно на 4–5 рублей за литр ниже, чем в Пермском крае.

Сейчас Пермское УФАС возбудило антимонопольное дело в отношении «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» по факту установления и поддержания обществом монопольно высокой цены на свою продукцию. Предприятию выдано предписание об устранении нарушений. На очереди – проверки всех компаний Группы «ЛУКОЙЛ» в Прикамье по факту последнего повышения цены на нефтепродукты.

Каким образом налажено взаимодействие управления с компаниями и населением?

– Специальных обучающих семинаров мы не проводим – может быть, и напрасно. Однако существует несколько постоянных площадок, где позиции УФАС озвучиваются регулярно. Так, например, постоянно идет взаимодействие с Ассоциацией энергетиков Пермского края, где нами освещаются проблемы в сфере регулирования естественных монополий. Проводятся круглые столы в различных органах государственной и муниципальной власти. В Высшей школе экономики организуются обучающие семинары по размещению госзаказа, где мы участвуем. Кроме того, каждая организация и житель региона может обратиться в управление с обращением, на которое обязательно будет дан ответ.

Сейчас мы создали свой интернет-сайт www. perm.fas.gov.ru, с помощью которого можем интерактивно получить мнение населения по тем или иным вопросам. В деле о сокращении «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродуктом» поставки бензинов марки «ЕВРО» при существующем спросе участие горожан помогло сформулировать претензии к монополисту.

Расскажите о результатах проверки рынка лекарственных препаратов Пермского края.

– Анализ рынка сбыта лекарств в Пермском крае завершен. Сейчас мы, в соответствии с распоряжением правительства, начинаем мониторинг цен. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что скачок стоимости лекарств вызван падением курса национальной валюты. Дело в том, что в данной сфере не действуют тарифы, и определить, какая наценка – 20 % или 30 % – будет «справедливой», крайне трудно. Отмечу, что, согласно нашим выводам, на территории Пермского края цены на лекарственные препараты, по сравнению с другими регионами, значительно не отличаются.

В наших планах – продолжать отслеживать цены продавцов лекарств, в случае выявления нарушений будем принимать меры. Сложность заключается в том, что продукция ввозится из других регионов, а это сфера деятельности управлений тех субъектов Федерации, где зарегистрирован производитель.

По Вашему мнению, почему произошла переоценка роли ФАС в системе надзорных органов?

– Отправной точкой переоценки стало принятие 135-го Федерального закона «О защите конкуренции». До этого существовал закон РСФСР 1991 года. Новый закон стал принципиальным шагом в сфере антимонопольного регулирования нашего государства. После этого наше ведомство планомерно наделялось новыми контрольными функциями – например, по отслеживанию нарушений в сфере госзакупок. Кроме того, руководство центрального аппарата ФАС России провело ряд решительных шагов для того, чтобы с нами стали считаться. И сейчас в юридических фирмах даже стали появляться специалисты, которые ориентированы на работу с антимонопольным законодательством.

Кроме того, сейчас УФАС имеет в своем арсенале мощное средство воздействия на монополии – наложение оборотных штрафов, которые могут достигать размера в несколько десятков миллионов рублей. Приведу типичный пример – случаи необоснованного отключения коммунальных услуг. В результате работы управления по данным фактам на ряд ресурсоснабжающих компаний были наложены оборотные штрафы. И сейчас судебные приставы взыскивают с компаний денежные средства. Итог – необоснованное прекращение подачи коммунальных ресурсов в Перми практически прекратилось. Но это только, так сказать, «кнут». Нужно посмотреть, будут ли эти меры так же эффективны в будущем, и решать, применять ли их в последующем.

То есть возможен и переход от жестких мер к более лояльным?

– Все зависит, в первую очередь, от самих компаний. Скоро Госдумой будет принят второй антимонопольный пакет законов, предусматривающий поправки в статью 178 УК. Изменения позволят привлекать к уголовной ответственности должностных лиц организаций, занимающих доминирующие положение на рынке, за неоднократные нарушения. Но если управленцы изменят свое отношение к предписаниям антимонопольщиков и станут соблюдать закон – никаких претензий к ним со стороны УФАС не возникнет. Тогда можно говорить о «прянике» – цивилизованном рынке и цивилизованных отношениях.

Поделиться:
Главные новости
Все новости компаний